ФАП сегодня здесь, а завтра там
АВТОБУС c ФАПом — российского производства. Однако сборка полностью белорусская. Ведущий специалист предприятия, на котором собрали необычный ФАП, Кирилл Мытник поясняет «СГ», что уже пять лет как на предприятии изготавливают школьные автобусы, автолавки, технику для горноспасательного отряда. А в конце октября по договору с Крупской ЦРБ изготовили специальный автобус. Платить больница будет частями. После первого взноса автобус сразу поставят медикам — до 30 декабря. Работать передвижной ФАП будет на территории Ухвальского сельсовета. Здесь три стационарных ФАПа. Они обслуживают 967 человек. Однако пациенты не всегда могут добраться до медучреждения — деревни отдаленные. С этим и связано приобретение передвижного медицинского комплекса, говорит заместитель главного врача Крупской ЦРБ Раиса Поветко: — Содержать стационарное медучреждение в небольших деревнях экономически невыгодно. Однако и оставлять без медпомощи пожилых пациентов нельзя. Она должна быть доступной. Медики прогнозируют, что за месяц ФАП на колесах объедет все населенные пункты — их около 30. Сейчас согласовываются графики движения. Их вывесят в магазинах, сельсоветах и других общественных местах. За передвижным ФАПом закрепят фельдшера. Он и будет проводить осмотр и консультацию. Кстати, возможности ФАПа на колесах гораздо шире, чем у фельдшера с тонометром. Кабинет по оснащению не уступает стационарному медучреждению. Фельдшеры не только смогут сделать кардиограмму, но и передать ее в режиме онлайн в ЦРБ. А там кардиолог поставит диагноз: нужно госпитализировать больного или нет. Внутри мобильного передвижного комплекса три комнаты. Одна для ожидания. Дальше пациент проходит в кабинет фельдшера для осмотра: измерить температуру и давление. Еще один кабинет — акушерско-гинекологический и процедурный. Но как будет отапливаться автобус? И здесь все предусмотрено. Работают четыре дублирующие системы отопления. Причем одна из них не зависит от двигателя, а питается от отдельных баков. Пожалуй, главное достоинство — работа от источника питания 220 вольт. То есть подключиться можно даже к розетке. Кирилл Мытник надеется, что технику захотят купить и другие больницы. Однако пока главная причина отказа — отсутствие денег. ПЕРЕДВИЖНЫЕ ФАПы — явление для Беларуси уникальное? Несомненно, специально оснащенные комплексы вполне могут добавить удобства в работу врачей, которые и прежде приезжали из районных больниц в агрогородки и деревни к своим пациентам. Кроме того, не первый год колесят по городам и весям рентген-установки — пульмосканы, в которых быстро и с комфортом можно пройти обследование. А в этом году Витебский областной диагностический центр обзавелся настоящим мини-медицинским комплексом на колесах. Эта разработка отечественных производителей — на базе автомобиля МАЗ обошлась областному бюджету в более чем 4 миллиарда рублей. Дорого? Зато на борту такого медковчега — все, что необходимо для скрининга онкозаболеваний репродуктивной системы. По словам заместителя главного врача Витебского областного диагностического центра Светланы Громовой, к услугам пациентов — кабинет УЗИ-исследований, маммографии, рабочее место гинеколога с кольпоскопом и медицинского регистратора, биохимическая лаборатория. Комплекс компьютеризирован, а это значит, что результаты обследований можно переслать или проконсультироваться с коллегами. Кроме того, специалисты могут на месте дать пациентам рекомендации относительно лечения. Комплекс за 9 месяцев уже побывал в Россонах, Лепеле, Толочине, Орше и Оршанском районе, обследовано около 4,5 тысячи пациентов. Перед поездкой составляется специальный график. Но насколько необходимы «кабинеты на колесах» для медобслуживания сельчан? Вопрос на самом деле есть. На минувшей медицинской выставке рядом со стендами, на которых представлены модели автомобилей передвижных ФАПов, мы встретили заместителя министра здравоохранения Игоря Лосицкого. Поинтересовались, скоро ли такие автомобили начнут бегать по проселочным дорогам? Оказывается, все не так просто. По мнению Игоря Геннадьевича, в данном случае надо учитывать множество факторов, в том числе и плотность населения. Но ценовой, увы, пока определяющий — комплекс стоит дорого. Конечно, любой производитель может выпустить таких автомобилей под заказ немало. Но будут ли они востребованы, если в республике сегодня стараются максимально сохранить первичное звено системы медобслуживания? — Согласно нормам, один ФАП должен обслуживать от 300 до 900 человек. Мы сегодня стремимся оставить его даже тогда, когда у фельдшера на участке 150—170 человек. К примеру, когда видим, что до ближайшей амбулатории путь неблизкий, — объясняет Игорь Лосицкий. — В таких случаях организуется выезд на место врачебных бригад. Но вариант передвижных ФАПов неплохой, если учесть, что здесь с комфортом можно разместить лаборанта, педиатра, терапевта, акушера-гинеколога. Ведь иногда так бывает, что для такой мобильной бригады медиков, приема пациентов в деревне еще надо создать условия. И, если подумать, в отдаленные деревни сегодня приезжают автолавка, почта, даже аптека, значит, и врачи могут наведаться к пациентам и работать в обстановке специально оснащенного кабинета. Да, фельдшерско-акушерские пункты не везде работают с полной нагрузкой. Но по-прежнему играют важную социальную роль. Это, замечает Игорь Геннадьевич, своего рода филиалы ЦРБ, туда приезжает врач не реже одного-двух раз в неделю.
КОММЕНТАРИЙ
Людмила ЖИЛЕВИЧ, заместитель начальника главного управления организации медицинской помощи, начальник отдела первичной медицинской помощи Министерства здравоохранения: — На самом деле такая форма медицинского обслуживания, как передвижные мобильные бригады, существовала еще во времена Советского Союза. Впервые они появились в Гомельской области после аварии на Чернобыльской АЭС. Врачи проводили консультации, скрининги. В то время были даже такие поезда, которые выезжали в районы, пораженные радиацией, для проведения обследования населения. И сегодня по запросу медицинских работников ФАПов или врачей общей практики в сельской местности организовываются выездные консультации специалистов. В таких случаях используются мобильные средства передвижения. Медики выезжают на район и там принимают население на базе, например, медицинского автомобиля. Либо конкретно направляются в населенный пункт, туда, где расположены ФАП или амбулатория врача общей практики, амбулатория врача, и там осматривают пациентов. С собой привозят аппаратуру, инструментальные, диагностические приборы. В России такие передвижные комплексы начали формировать в виде готовых универсальных по нескольким причинам: там есть местность с худшей географической доступностью и очень низкой плотностью проживания людей. Для наших условий это не так актуально. Только в Витебской области плотность населения в некоторых деревнях достаточно низкая. Но с учетом того, что население стареет, в сельской местности в некоторых регионах менее ста человек, такую форму передвижных мобильных бригад и дальше будем использовать. Конечно, удобно, когда есть специально оборудованный автомобиль. К примеру, у нас не первый год в республике действуют передвижные флюорографические комплексы. Это тоже как одна из форм обеспечения и доступности медицинской помощи. Мы всегда движемся навстречу пациенту. Необходимость в таких формах обслуживания определяется потребностями, которые идут прежде всего от пациентов. Но именно руководство организаций здравоохранения, специалисты на местах будут решать, нужны ли такие машины.
korenevskaja@sb.by
http://belniva.sb.by/