Что Александр Лукашенко называет главным правом человека и как Беларусь добилась низкой младенческой смертности
В проекте "По факту: решения Первого".
Этими историями будут восхищаться еще очень долго. Только представьте: в 2018 году белорусские кардиохирурги впервые в СНГ выполнили операцию Damus-Rastelli трехмесячному ребенку с синдромом гипоплазии левых отделов сердца. Общая продолжительность хирургического вмешательства составила 14 часов. Сердце малыша останавливали на три часа. Годом позже белорусские медики провели коррекцию врожденного порока сердца: стеноза клапана легочной артерии младенцу весом чуть более килограмма. Этот случай стал первым таким в мировой детской кардиохирургии. А в конце 2021 года в Беларуси успешно выполнили уникальную внутриутробную операцию. На 25-26-й неделе беременности у плода была диагностирована открытая спинномозговая грыжа и без помощи нейрохирургов было не обойтись.
Охрана материнства и детства давно стала визитной карточкой белорусского здравоохранения. Это сложно представить: врачи выхаживают младенцев весом от 500 грамм. Причем выживаемость детей с экстремально низкой массой тела составляет практически 80%. Это один из самых высоких показателей в европейском регионе. В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА "По факту: решения Первого" мы расскажем, как в Беларуси переломили ситуацию с младенческой и детской смертностью, почему Президент "топит" за ЭКО и что Александр Лукашенко называет настоящей демократией и самым главным правом человека. А еще мы заглянем в банк генетического материала для ЭКО и узнаем, зачем белорусы криоконсервируют свои эмбрионы.
">Как в Беларуси организована охрана материнства и детства
В Беларуси вот уже более 20 лет функционирует разноуровневая система охраны здоровья матери и ребенка. Первый уровень - это центральные районные больницы. Пациенты здесь без тяжелых патологий. Второй - межрайонные и городские клиники, где уже есть небольшие отделения реанимации для новорожденных. Третий уровень - областной. Здесь могу принимать женщин с очень серьезными патологиями и деток будут выхаживать до выздоровления. И четвертый, самый высокий технологический уровень оказания перинатальной помощи, - это республиканский научно-практический центр "Мать и дитя".
Он был создан в ноябре 2004 года на базе Республиканской клинической больницы, научно-исследовательского института охраны материнства и детства и Научно-исследовательского института наследственных и врожденных заболеваний. Иными словами, в наследство "Мать и дитя" получил лучшие наработки нескольких поколений талантливых врачей и ученых. Реконструкция зданий и оснащение отделений велись в рамках Государственной инвестиционной программы.
Посещая в 2006 году научно-практический центр, Александр Лукашенко подчеркивал: здесь должно быть самое современное оборудование и технологии. "Пусть даже мы дороже заплатим, но скупой платит дважды", - отмечал глава государства.
Акцент на пренатальную диагностику уже тогда дал свои результаты. По словам Президента, благодаря интенсивной работе Беларуси удалось выйти на детскую смертность на уровне ведущих государств мира.
Какой уровень младенческой смертности в Беларуси
Но время идет и технологии тоже не стоят на месте. Два года назад в "Мать и дитя" был введен в строй новый корпус клинического отдела анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии новорожденных. И это просто космические технологии. Почему космические? А как иначе выходить младенца, родившегося намного раньше срока и весом в полкилограмма? Но технологии - это еще далеко не все. Без заботливых рук и добрых улыбок врачей здесь не обойтись.
"За год через наше подразделение проходит примерно 900 маленьких пациентов. На сегодняшний день это действительно подразделение мирового, европейского уровня. Здесь концентрируются все тяжелые женщины с беременностью и, соответственно, у нас концентрируются все тяжелые детки от этих женщин. Поэтому востребованность отделения очень большая. У нас детки иногда могут находиться довольно длительный срок - от месяца и более. Они в это время разлучены с родителями, потому что находятся на системе искусственного жизнеобеспечения. Поэтому ласку, любовь, заботу детки получают от медицинского персонала", - отметила заведующая клиническим отделом анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии для новорожденных детей РНПЦ "Мать и дитя" Оксана Свирская.
Беларусь входит в число стран с самой низкой младенческой смертностью, опережая не только партнеров по СНГ и европейских соседей, но и многие развитые государства мира, включая США, Великобританию, Данию. Если в 90-х этот показатель был на уровне 12-13 на одну тысячу родившихся живыми, то в последние годы цифры значительно ниже - 2,4-2,6 на тысячу родившихся живыми. Таким же образом складывается ситуация и со смертностью детей до пяти лет. Министр здравоохранения Дмитрий Пиневич однажды верно подметил: если в семье умирает младенец, родителям нет разницы, какие показатели по стране, для них они теперь всегда будут стопроцентными. Поэтому врачи борются за жизнь каждого ребенка.
Материнская смертность от акушерских причин в Беларуси тоже одна из самых низких в мире. Международные миссии неоднократно давали высокую оценку подходам белорусских специалистов и рекомендовали их к внедрению в других странах.
"Сегодня белорусские врачи выполняют самые высокотехнологичные операции, в том числе те, которые являются вершиной в хирургии. Буквально в прошлом месяце наши хирурги, можно сказать, совершили чудо - прооперировали недоношенного ребеночка на шестой день после его рождения. Вес - чуть больше килограмма. Операция на сердце. Нигде в мире ничего подобного еще не делали, потому что для такой операции младенец должен весить, по-моему, 2,5-3 кг. Еще пример: не так давно женщина, которая два месяца находилась после аварии в коме, родила здорового ребенка. Врачи спасли и маму, и малыша. Такие случаи входят в историю медицины", - заявил Александр Лукашенко в 2019 году.
Кому можно сделать бесплатное ЭКО в Беларуси
Задачи демографической политики в Беларуси остаются неизменными: стабилизировать численность населения и создать условия для последующего роста. И здесь хочется коснуться еще одной темы - экстракорпорального оплодотворения. Это отнюдь не новое веяние в лечении бесплодия. 10 ноября 1977 года в Англии в небольшой городской лаборатории произошло чудо: оплодотворенная в чашке Петри яйцеклетка была успешно пересажена в матку женщины. Через 38 недель родилась Луиза Джой Браун - первый "ребенок из пробирки", как впоследствии стали называть детей, зачатых таким способом.
В Беларуси же репродуктивными технологиями стали заниматься с 1994 года. За это время благодаря ЭКО на свет появилось около 10 тыс. белорусов. Со временем государство стало выделять супружеским парам льготные кредиты на проведение ЭКО. А с 2021 года по указу Президента каждая белорусская семья при наличии показаний имеет возможность сделать одну попытку ЭКО бесплатно.
Этой программой воспользовались около четырех тысяч супружеских пар. Мамами стали 900 женщин, еще 500 - беременны. Похожая практика и в других странах. Мировым лидером здесь является Дания - в стране около 10% всех рожденных детей появляются на свет благодаря репродуктивным технологиям. Правда, эти впечатляющие цифры наверняка маскируют другие демографические проблемы, но не будем о них сегодня. Так или иначе ЭКО - это шанс забеременеть и родить здорового малыша в, казалось бы, безвыходной ситуации.
"Считается, что если супружеская пара в течение года открытой половой жизни не беременеет, то это является проблемой, которую необходимо решать. На первом этапе проводится обследование супружеской пары по бесплодию, то есть выясняются возможные причины ненаступления беременности. В зависимости от выявленных причин проводится лечение. Как показывает опыт, приблизительно 30% супружеских пар не достигают беременности при консервативном лечении бесплодия. И именно эти пары будут нуждаться в программах ЭКО. В этом году наше отделение уже выполнило план, и проведено более тысячи циклов ЭКО супружеским парам на бюджетной основе. Я вижу результаты своей работы и вижу этих детей, которые родились благодаря методам вспомогательных репродуктивных технологий. Эти дети однозначно счастливые: они очень долгожданные, и семьи, в которых они родились, уделяют огромное внимание воспитанию этих детей, здоровью и их будущему", - рассказала заведующая отделением вспомогательных репродуктивных технологий РНПЦ "Мать и дитя" Ирина Дусь.
Одними из первых участников государственной программы стали Светлана и Александр Адамовичи из городского поселка Ивенец в Минской области. Детский смех в своем доме они надеялись услышать давно. Но ждать пришлось 10 лет…
- Все началось в 2012 году, когда мы познакомились. Поженившись, через полгода мы забили тревогу, что не появляются детишки, и обратились в один из медицинских центров. Лечение не дало результата. Мы пошли в другой медицинский центр и спустя время нам сказали, что можно подумать об ЭКО. С первого раза у нас ничего не получилось. Мы отчаялись, пошли на вторую попытку. Тоже не получилось. Мы уже были сильно расстроены и задумались об усыновлении, - вспоминает Светлана.
- Это уже в 2020 году стала появляться информация, что готовится такая программа: будет бесплатная одна попытка. И мы самые первые в областной роддом подали заявление. Мы подумали, что у нас есть шанс, и воспользовались. Результат, вы видите, с нами, - добавляет Александр.
Когда тест на беременность наконец показал положительный результат, Светлана решила порадовать супруга каким-нибудь необычным образом. Она положила тест в мешочек к игрушечному аисту и утром вручила Александру.
- А я с утра не понял, что за аист. Что за аист ко мне прилетел, что происходит, Света? А потом смотрю, а там тест положительный. Значит, все хорошо, - эту историю супруги теперь вспоминают с улыбкой.
Зачем Лукашенко поручил создать в Беларуси банк генетического материала
Конечно, ЭКО не решит всех демографических проблем. Но надо сделать все, чтобы женщина могла родить, подчеркивает Александр Лукашенко. Отсюда и его поручение медикам: создать в стране банк генетического материала для ЭКО.
"На злобу, недавно обсуждали эту проблему: говорят, у нас незаконченная эта система. У нас нет банка. У нас это не развито, давайте мы этим займемся принципиально. Сделаем хотя бы не хуже, чем в России. Это женщины мне говорили буквально два-три дня назад, случайно: что у нас это значительно отстает. Поэтому давайте это сделаем и сделаем очень быстро - в первом полугодии будущего года. Примем все решения, чтобы было не хуже, чем в самых развитых странах. Коль мы согласились, что ЭКО быть (не важно, 800 человек обратилось за ЭКО или два человека), давайте развяжем этот вопрос. Сделаем все, чтобы женщина могла родить", - сказал глава государства, посещая "Мать и дитя" в канун нового, 2022 года.
Все супруги, как и герои нашего материала, после окончания программы ЭКО могут криоконсервировать оставшиеся эмбрионы. В "Мать и дитя" они есть у каждой третьей пары, которой провели попытку ЭКО с бюджетным финансированием. Врачи называют это своеобразной подушкой безопасности.
"В криохранилище в сосудах Дьюара мы храним эмбрионы, яйцеклетки и спермы для лечения. Эмбрионы в основном супружеских пар, которые ранее проходили лечение, у которых остались эмбрионы хорошего и отличного качества. Они у нас хранятся. Хранится они могут долго - годами. Также мы имеем донорские яйцеклетки и донорскую сперму. Если супружеской паре показано лечение с применением донорского биологического материала, мы можем его использовать", - пояснила Ирина Дусь.
Вместо эпилога
И еще один интересный момент. Когда-то европейские журналисты спросили у Александра Лукашенко: а что с правами человека в Беларуси? Самое главное право человека, заявил тогда Президент, - это право на жизнь. И если смотреть под этим углом, Европе до Беларуси еще далеко.
Чуть позже глава государства разовьет свою мысль на саммите ООН по устойчивому развитию в Нью-Йорке: "За годы суверенного существования наша страна с честью выполнила те цели тысячелетия, которые связаны с ликвидацией голода и нищеты, достижением стопроцентной грамотности населения, равенства мужчин и женщин, социально-политической стабильности, c недопущением дискриминации по национальным, религиозным признакам. У нас нет материнской смертности, детская смертность - самая низкая в мире. Именно это и есть демократия, а не то, что пытаются насадить нам наши западные учителя".
БЕЛТА