Внебюджетная деятельность — это непросто

На постоянной основе Комитетом государственного контроля Гродненской области осуществляется контроль не только в отношении законности получения и использования бюджетных средств, но и уделяется должное внимание соблюдению бюджетными организациями порядка формирования внебюджетных средств, направлениям их использования.
Как известно, каждой бюджетной организации предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, получая таким образом дополнительный источник дохода, предоставляющий возможность более масштабно осуществлять выполнение своих функций.
Занимаясь предпринимательской деятельностью следует помнить о необходимости соблюдения законодательства, регулирующего порядок ее осуществления.
Подходы к формированию доходов и определение относящихся к ним расходов, а также направления использования внебюджетных средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, определяет Положение о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641.
Так, данным положением определено, что при наличии сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, они могут использоваться для приобретения товаров (работ, услуг) для обеспечения функционирования бюджетных организаций; приобретения, строительства (реконструкции) жилых домов (квартир), реконструкции капитальных строений (зданий, сооружений) под жилые помещения в целях предоставления их работникам бюджетных организаций за плату во временное владение и пользование в соответствии с законодательством; осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности; дополнительного премирования работников; финансирования расходов по организации спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, культурных и иных мероприятий и (или) участию в них (в том числе осуществления отчислений профсоюзным организациям средств на указанные цели) и др.
Однако направлять названные средства на указанные цели можно только при условии отсутствия просроченной кредиторской задолженности бюджетной организации (без учета бюджетных обязательств, зарегистрированных в установленном порядке территориальными органами государственного казначейства) по платежам в бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов, оплате товаров (работ, услуг).
Однако, на практике, как показали контрольно-аналитические мероприятия, проводимые Комитетом, при осуществлении таких расходов это условие не всегда соблюдается.
Так, например, организациями культуры одного из районов Гродненской области при наличии просроченной кредиторской задолженности за предоставленные услуги необоснованно осуществлено дополнительное премирование работников в размере 23,8 тыс. рублей.
Кроме того, при осуществлении внебюджетной деятельности бюджетными организациями допускаются нарушения в части определения размера расходов, приходящихся на предпринимательскую деятельность и оплаченных за счет бюджетных средств, а также при исчислении налогов в части применения льгот.
Комитетом установлено, что только за 2024 год бюджет «потерял» 465,5 тыс. рублей в виде невосстановленных расходов, приходящихся на внебюджетную деятельность, 6,8 тыс. рублей недоплаченных налогов.
Контроль будет продолжен.