Охота на охоту, или Как под Гродно вспоминали секреты приманивания оленя
Молодой вабильщик издает звуки (крик ищущего самца оленя), которые заставляют оборачиваться бывалых охотников и нервно лаять охотничьих собак. И тех, и других на шлюзе Домбровка на Августовском канале много: их собрал 17 сентября первый в Гродненской области фестиваль возрождения охотничьих традиций под покровительством Святого Губерта.
Выбор покровителя не случаен. Когда-то Губерт, страстный любитель охоты, встретил в лесу оленя с сияющим крестом между рогами. После этого молодой человек оставил разгульную жизнь и ушел в монахи. Уже после смерти его канонизировали и признали покровителем охотников и рыбаков. Кстати, на гербе Гродно также размещен олень Св. Губерта.
"Да и сама охота стала брендом Гродненской области. В каждом лесхозе есть охотохозяйства, привлекающие не только жителей области, но и иностранцев. Нам удалось сохранить прекрасные леса, великолепную природу", - рассказывает генеральный директор Гродненского производственного лесохозяйственного объединения Владимир Семенюк. - Поэтому день работников леса, который традиционно отмечается каждое третье воскресенье сентября, решили отпраздновать таким необычным образом".
Организаторы подчеркивают, что фестиваль направлен не столько на популяризацию охоты, сколько на продвижение экологического туризма, бережного отношения к лесу. О том, что подходы к охоте поменялись, рассказывают будущие охотоведы, а пока студенты, приехавшие давать бывалым ловчим мастер-классы. Парни показывают, как правильно приманивать (на охотничьем языке это значит вабить оленя).
"Издаваемые звуки зависят от того, какого зверя мы хотим приманить - молодого оленя, оленя с гаремом или ищущего самку. Если вабильщик опытный, то олень выйдет к нему или хотя бы отзовется и выдаст свое местоположение", - рассказывает вабильщик Вадим Бурштын. Он подчеркивает, что в лесу бывает регулярно, правда, в последнее время чаще вабит зверя не для того, чтобы в него стрелять, а для того, чтобы сфотографировать или просто полюбоваться.
Искусство вабления пришло к нам из древности. Обучиться ему не сложно, однако приспособление - вабу - придется сделать самому либо купить. Например, один из фабричных вариантов, который показывают нам, стоит около 100 евро. Есть подобные манки для лося и волка.
Народный мастер Марьян Скрамблевич предлагает пойти по другому пути. Он со сцены звуками рога обвещает начало охоты и, конечно, фестиваля. Сделал он уникальный рог по технологии давно минувших дней. Когда-то готовил его к 200-летию Адама Мицкевича: в произведениях классика с такими выезжали на охоту.
И, конечно, никакой охоты не может быть без собак. Даже святой Губерт, нынешний покровитель охотников, был большим любителем этих четвероногих друзей человека. На специальной выставке представлены с десяток разнообразных пород. Наибольший интерес вызывает первая, как признается хозяин, белорусская охотничья собака.
"Порода молодая (ее вывели около восьми лет назад) - белорусский гончак. Очень умная, послушная, поддающая тренировкам собака. Можно брать на любую охоту, отлично взаимодействует с охотником", - нахваливает свою собаку бывалый охотник Андрей Дитко. Сдерживает он ее с трудом, собака, соскучившись по лесу, рвется на охоту.
Некоторые владельцы приехали не только со взрослыми собаками, но и щенками. Одного предложили нам в "хорошие руки", но за $400.
"Охота в принципе не дешевое удовольствие. За обучение, возможность оформить все необходимые документы придется выложить около Br200-250. Более или менее приличное ружье обойдется в $500. Удобная и хорошая одежда еще потянет на $250", - перечисляет охотник Артем Турлай. Правда, и он продвигает новый вид охоты - фото и видео.Кроме того, говорит молодой человек, такой подход к выезду за трофеем все популярней у иностранцев: вместе с егерем в лес с ними отправляются и профессиональные операторы. Охота превращается в съемки фильма.
Получить необычные впечатления от охоты предлагает и Вячеслав Черных из Эстонии, приглашая на сафари в далекие страны гродненцев и присутствующих на фестивале. Цены? Самая бюджетная поездка, например, за антилопой гну обойдется в 5,9 тыс. евро, слон будет стоит 55 тыс. евро, а самый дорогой охотничий лот - носорог - в прошлом году был продан за 250 тыс. евро. Доля белорусов среди тех, кто может полететь на такую охоту, не велика. Может, потому что есть возможности поохотиться и на родине.
Самая дорогая охота по-белорусски - на зубра. Лицензия стоит около 10 тыс. евро. За лося придется выложить до Br700, за оленя - до Br1500. В Гродненскую область регулярно заглядывают и иностранцы: экспорт охотничьих услуг является одной из разновидностей въездного туризма.
Да и сами белорусские охотники, хоть на сафари не бывали, могут часами рассказывать байки и истории про охоту от смешных до поучительных. Слушай, мотай на ус и любуйся выставкой трофеев: рога оленей и лосей, огромная голова кабана. Неужели такие гиганты у нас обитают?
"Живности в белорусских лесах достаточно. Добывают и косулю, и зайца, и лисицу, и волка, а также различную птицу", - отмечает председатель Гродненской областной организационной структуры БООР Валентин Полянчук. Он рассказывает, что в Гродненской области насчитывается около 8 тыс. охотников. Средний возраст их, к слову, около 40 лет. Молодежи не так много. Может, меняется подход и взгляд на охоту?
"Я страстный охотник, но пусть мой главный трофей бегает в лесу, а не стоит у меня в кабинете. Охота меняет свое обличье, становится более гуманной, бережливой, экологичной. Впрочем, с позиций уважения к лесу, к зверю, всегда исходили и наши предки. Мы также решили напомнить и возродить эти традиции", - рассказывает Владимир Семенюк. Новой традицией, по его словам, должен стать сам фестиваль: его планируют проводить и дальше, возможно, в более широком формате, международном.
Впрочем, и первый фестиваль заинтересовал гостей из-за рубежа, в частности из Литвы, Польши. Польская группа "Бекасы" напомнила, как охотились в стародавние времена: что означали разные сигналы рога, какие традиции чтили и какие обряды выполняли охотники перед началом и во время охоты.
"И сегодня мы соблюдаем некоторые из них. Например, извиняемся перед добытым зверем. При входе в лес не желаем друг другу удачи", - говорит егерь Виталий Дудук. Рассказывая о традициях, он не забывает напомнить об одной из основных: если компания охотников подобралась хорошая, то обязательно в конце охоты из того, что удалось добыть, накроют импровизированный лесной стол из даров леса.
Пир из дичи может получиться знатный. В программе фестиваля и конкурс охотничьей еды. Костры горят, котлы и сковородки манят запахами. Еда простая, но сытная и вкусная: шурпа из косули, шашлык из свежанины оленя или лося, жареная на костре печенка ... Это ужас для приверженцев легкой еды, но то, что надо, для оголодавшего на свежем воздухе мужчины.
Знакомый, с которым я встретился на фестивале, признается, что на охоте был уже не раз, но трофеев пока не имеет. Почему? Говорит, что наслаждается просто от нахождения в лесу в компании друзей. Он считает, что и фестиваль охотничьих традиций получился таким же душевным и приятным. Собрались здесь в основном друзья и знакомые, которые приехали не столько делиться опытом охотничьим, сколько приятно провести время.
Организаторы провели фестиваль так, чтобы не заскучали и те, кто к охоте отношения не имеет. К примеру, устроили конкурс лучников на лучшего стрелка, желающие могли принять участие и проявить себя в стародавних играх и мужицких забавах, сфотографироваться с трофеями, посмотреть на необычных собак, поучаствовать в состязании на лучшего рыбака.
Сергей ГАВРИЦКИЙ, БелТА