Мошенники «развели» жителей Вороновского района на деньги
В начале марта в Вороновский РОВД обратились два жителя района, ставшие жертвами кибермошенников.
4 марта в ОВД Вороновского райисполкома обратился житель аг. Жирмуны с заявлением, что неизвестный в соцсети Іnstagram под предлогом продажи кухонного комбайна завладел принадлежащими ему денежными средствами в размере 200 рублей.
5 марта сигнал поступил от жителя д. Германишки. Потерпевшему позвонили на Вайбер якобы из банка и сообщили, что с карточки списали большую сумму денег. Для того, чтобы защитить оставшиеся на карточке денежные средства, нужно перевести их на предоставленный счет. Приехав в Вороново, мужчина перевел свыше 1 600 рублей, в результате чего лишился их.
Мошенники находят новые способы получить доступ к чужим средствам. Однако не забывают и старые, проверенные временем преступные схемы. А люди, которым, кажется, уже из каждого утюга рассказывают о мошенниках и способах обмана, по-прежнему доверительно расстаются с последними деньгами.
Продолжают фиксироваться случаи, когда преступники выманивают у граждан деньги под видом сотрудников банковских учреждений. Причем злоумышленников уже не устраивают малые суммы — особенно доверчивых они направляют в банковские учреждения, чтобы те брали кредиты и пополняли их счета. В результате за одну-две транзакции мошенникам удается украсть как можно большую сумму средств. Благодаря сотрудникам органов внутренних дел определенную долю переведенных денег удается спасти. Но это при условии, что человек вовремя сообщит в милицию о том, что стал жертвой киберпреступников.
Помните! Если кто-то в телефонном разговоре требует от вас получения личных данных, с вами общается мошенник. Действительный сотрудник банка или правоохранительных органов личную информацию в телефонном разговоре, тем более не по мобильной связи, а через мессенджеры, выяснять не будет.
Почему наши граждане расстаются со своими средствами? Все эти кражи построены на методах так называемой социальной инженерии — это психологическое воздействие на сознание, которое подталкивает человека совершать определенные действия, отключая рациональность мышления, логику. Боясь потерять свои средства, люди готовы выполнять манипуляции, на которые их направляют злодеи.
Граждане должны раз и навсегда осознать: ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать лицу, которое вы даже не видите, информацию конфиденциального характера: номера банковских карточек, проверочные коды, логины, пароли, сеансовые коды и другое.
Если раньше преступники взламывали личные аккаунты соцсети ВКонтакте и от имени друзей владельца просили перевести определенную сумму, то сейчас все чаще фиксируется несанкционированный доступ к мессенджеру Telegram. Опять же, получая доступ к аккаунту, от имени владельцев злоумышленники отправляют сообщения друзьям с просьбой оказать помощь или содействие путем перевода определенной денежной суммы.
В качестве площадки для обмана граждан мошенники все чаще выбирают социальную сеть Іnstagram. Продолжают фиксироваться факты, когда люди переводят деньги за выбранный в соцсети товар, но не получают его. Злоумышленники используют следующую схему: размещают поддельные страницы по продаже техники, мебели, одежды и за счет взятых из интернета фото создают видимость ведения крупного бизнеса. Сфальсифицированные отзывы и накрученные подписчики внешне демонстрируют картину благонадежности. Привлекает потенциальных жертв и цена ниже рыночной. Люди, не оценивая ситуацию в полной мере, переводят предоплату или всю сумму за покупку. А через несколько дней, когда продавец перестает выходить на связь и удаляет аккаунт, понимают, что их обманули.
До сих пор остается популярной еще одна разновидность мошеннических действий. На телефон поступает звонок, где плачущий абонент говорит о том, что он попал в дорожно-транспортное происшествие и является его виновником. Если абонент верит словам звонящего, трубка передается другому лицу, представляющемуся сотрудником правоохранительных органов. В ходе беседы преступник выясняет всю контактную информацию, наличие мобильных телефонов, после чего начинаются звонки на указанные мобильные телефоны, чтобы потерпевший не имел возможности связаться с родственниками и уточнить информацию. Цель таких звонков — выманить деньги. И речь идет о десятках тысяч долларов США. Средства, имеющиеся в наличии, просят передать курьеру, который приедет и по легенде заберет деньги, чтобы передать сотруднику правоохранительных органов — только в таком случае, как заверяют мошенники потенциальных жертв, их родственник не будет привлечен к уголовной ответственности.
Курьер забирает эти деньги у граждан, отдает их третьему лицу, переводящему их в криптовалюту, или денежные средства перечисляются на другие счета и через многочисленные банковские карточки покидают территорию Республики Беларусь. В основном так называемые курьеры являются гражданами нашей страны в возрасте от 18 до 30 лет. Они безработные, к уголовной ответственности ранее не привлекались.
Тревогу вызывает то, что организаторы преступного бизнеса приобщают к своей незаконной деятельности несовершеннолетних в возрасте 14 и 16 лет, которые работают курьерами телефонных мошенников.
Стоит напомнить: курьеры телефонных мошенников наряду с другими участниками преступных схем подлежат уголовной ответственности и обязаны возместить причиненный вред.
Основная проблема таких преступлений в том, что люди думают: это их не коснется, они смогут распознать мошенника. Но практика показывает: любой человек может пострадать от мошеннических действий телефонных преступников. Чтобы не попасть на уловки мошенников, сотрудники милиции рекомендуют при поступлении подобных звонков положить трубку и позвонить родственникам, чтобы уточнить информацию. Если звонки продолжаются, в любом случае нужно связаться со своими близкими или сообщить об этом в милицию. Помните: сотрудники правоохранительных органов никогда не просят передавать денежные средства с целью избежания гражданином, преступившим закон, ответственности за совершенное преступление!
Евгений БОБИН,
старший инспектор профилактики отдела внутренних дел Вороновского райисполкома.