Важные вопросы дорожной безопасности
В рамках «Недели нулевого травматизма» на территории Гродненской области 13 марта прошел областной день охраны труда с единой повесткой: «Транспортная дисциплина. Соблюдение Правил дорожного движения как основа профилактики травматизма при эксплуатации транспортных средств».
По итогам 2024 года дорожно-транспортное происшествие (далее — ДТП) является одним из основных видов происшествий, повлекших травмирование на производстве, и располагается на 3 месте по количеству травмированных. При этом число смертельно травмированных работников в ДТП составляет одну треть, или 33,3% от всех погибших на производстве в прошлом году.
Так, в результате ДТП пострадал 21 работник (в 2023 году — 29), в том числе 6 (2) были смертельно травмированы, 6 (13) получили тяжелые травмы и 9 (14) —травмы, не относящиеся к тяжелым.
Особую тревогу вызывает тот факт, что в уже расследованных трех со смертельным исходом случаях установлена вина самих потерпевших:
■ 2 апреля минувшего года в Ивацевичском районе Брестской области попал в ДТП и получил смертельные травмы 29-летний водитель, работавший у ИП Дятловского района.
■ 21 августа в Пружанском районе Брестской области при движении по второстепенной дороге 24-летний водитель ОАО «Молочный мир» не уступил дорогу автобусу и в результате произошедшего ДТП погиб на месте происшествия.
■ 25 октября в Лидском районе на территории картофелехранилища в ходе опрокидывания погрузчика смертельно травмирован 45-летний водитель. Причины — нарушение правил и требований по охране труда, а также допуск нанимателем работника к работе в состоянии опьянения (содержание алкоголя в крови 1,19 промилле).
Еще по трем случаям гибели в ДТП специальные расследования не завершены.
В целом же, по итогам 2024 года на Гродненщине наблюдается снижение травмированных на производстве с 233 до 208 (получивших тяжелые травмы с 74 до 71 и травмы, не относящиеся к тяжелым — со 146 до 119). Вместе с тем, количество погибших на производстве увеличилось с 13 до 18.
Недостаточность принимаемых мер со стороны нанимателя по контролю за соблюдением трудовой дисциплины все еще позволяет работникам при выполнении обязанностей находиться в состоянии алкогольного опьянения, что приводит к несчастным случаям на производстве (зарегистрировано 8).
В КСУП э/б «Октябрь» оба тяжело травмированных находились в состоянии алкогольного опьянения при выполнении работ по договорам подряда в одном и том же структурном подразделении организации.
Уже в 2025 году имеется вопиющий факт нарушения трудовой дисциплины, требований Директивы №1 в части распития спиртных напитков и нахождения в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте: 3 января около 11.00 в ходе доставки с места работы — молочно-товарной фермы к месту жительства в салоне служебного автомобиля обнаружена без признаков жизни 54-летняя оператор машинного доения КСУП «Дотишки» с высоким содержанием алкоголя в крови.
Все эти факты свидетельствуют о том, что в ряде организаций трудовая, производственная и транспортная дисциплина, качество проведения проверок знаний и инструктажей по вопросам охраны труда работников находятся на неудовлетворительном уровне, также как и контроль со стороны руководителей и должностных лиц.
Подготовила
Татьяна ДУДКО.