Мошенническая схема: как минский офис ООН финансировал участников протестных акций в Беларуси (+видео)
">
Свежий пример, который накануне опубликовал белорусский МИД: деньги, что предназначались для поддержки инвалидов, на самом деле уходили на подпитку протестных акций. Зачем это надо минскому офису ООН? В международной организации, основателем которой 76 лет назад была и Беларусь, ничего не перепутали?
Субъективно – все устойчиво шло к тому, что работа Организации Объединенных Наций станет предметом разбора в рубрике «Будет дополнено».
Но для начала отмечу – у нас нет желания демонизировать ООН и их представительство в Минске, они в целом делают хорошее дело – или, по крайней мере, стараются. Получается или нет и с каким КПД – это повод уже для другой рубрики, сейчас не об этом. Но к некоторым действиям ООН есть вопросы – как на мировой арене, так и на арене белорусской. Есть факты, подтверждающие, что не все граждане в минском офисе ООН за объединение, а некоторые, позволю себе сказать громко, против нашей нации. Об этом в конце сентября уже говорил министр иностранных дел Владимир Макей.
И вот вчера на сайте Постоянного представительства (Постпредства) Беларуси в Женеве появляется сообщение, суть которого – в следующем.
Минск обвиняет Представительство ООН в Беларуси в «нецелевом использовании финансовых средств». Деньги, предназначенные для оказания юридической помощи лицам с инвалидностью или жертвам домашнего насилия, шли на оплату адвокатов для людей, которые не являются ни лицами с ограниченными возможностями, ни жертвами домашнего насилия. Более того, эти граждане участвовали в противозаконных протестных акциях, направленных на подрыв государственности и свержение действующей власти.
Но эта история особа красива нюансами. И, конечно, у нас есть, чем ее дополнить. Меня зовут Игорь Тур, и я дополню тему.
Вот этого симпатичного гражданина зовут Антониу Гутерриш, и стыдно не знать, что это генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. Именно с ним встречался пару недель назад Макей, и именно Гутерриш, по идее, должен был, если не решить, то обратить внимание на проблему с тратой денег не по назначению в минском офисе ООН, и тогда публичного конфликта бы не было совсем.
Теперь – по порядку, как было. Но обязательно досмотрите до конца – на финише будет ягодка на этот торт, и она будет изумительной. 3 февраля в Минске задержаны двое сотрудников офиса по правам людей с инвалидностью – офис сотрудничает с ООН. Одного отпустили через трое суток, другого, Сергея Дроздовского, в качестве подозреваемого по уголовному делу о мошенничестве поместили под домашний арест, потому что он с инвалидностью. То есть в Минске отнеслись максимально корректно к человеку с ограниченными возможностями, а в июле и вовсе меру пресечения изменили на подписку о невыезде и отпустили домой.
А это, вы все знаете, Владимир Макей, министр иностранных дел. Который, как и полагается в такой ситуации, не стал раздувать конфликт, а обратился в ООН и передал туда всю информацию по делу, которое уже было раскрыто. Чтобы ответственные люди в ООН сделали первый разумный шаг по ее исправлению. Параллельно МИД Беларуси и ООН договариваются, что об инциденте будут дипломатично умалчивать до решения всех вопросов.
Но к 48-ой сессии Совета по правам человека (а эти разговоры про права уже вызывают дергание Глаза) в доклад Гутерриша попадает другая, лживая история о том же Дроздовском – о якобы преследовании и зверствах режима. О реальной картине и о том, что это не так, и говорили позже лично Макей и Гутерриш, и последний некоторым фактам удивился. Напоминаю: человек понес ответственность за мошенничество и уже давно отпущен. Получается, не все документы доходят до Гутерриша? Но, раз ООН нарушил дипломатическую договоренность о конфиденциальности – у Минска развязаны руки для защиты. Это и стало причиной вчерашнего ответа со стороны МИДа. Но у нас полная раскладка истории.
А вот этого симпатичного гражданина зовут Омер Фишер, и это уже бывший старший советник по правам человека Представительства ООН в Беларуси. Именно он виновен в скандале, и именно он подвел Сергея Дроздовского и его юриста под уголовное дело. Иронично, что Омер Фишер – единственный из всех, кто был назначен генсеком ООН, у него, по всем конвенциям, иммунитет от ООН, и его белорусские силовики не тронули. Но к этому вернемся позже.
Именно Омеру Фишеру в августе прошлого года приходит в голову «замечательная» идея – поучаствовать в протестном движении в Минске. В основном – финансово. Фишер решает, что нужно помочь задержанным радикалам адвокатами. Точнее – денежкой на адвокатов. Но средств на это в ООН не предусмотрено. И Фишер приходит к гениальной идее – адвокаты на радикалов важнее инвалидов, и деньги решено тратить из бюджета как раз на поддержку людей с инвалидностью. На помощь он призывает своих коллег по ООНовскому движению, гражданок Беларуси – программного ассистента Ольгу Арефьеву и специалиста по правам человека Анну Талеренок. И ставит им задачу – нужно забрать «инвалидные» деньги и отдать адвокатам протестующих.
Важно! Ольга и Анна вызывались не на допрос, а на добровольную беседу, и под стражей они не содержались. Фишер их подставил, ведь обе девушки были уверены, что такой высокий чин ООН не будет заниматься махинациями. И, удивившись, с удовольствием рассказали, как все было, и спокойно ушли домой.
То есть Фишер придумал схему, по которой Офис по правам людей с инвалидностью оплачивал адвокатов белорусских протестующих – таких набралось 23 человека. Собственно, двое из Офиса, Дроздовский и его юрист, проходят по делу о мошенничестве, совершенном группой лиц. Но! Что делает ООН? Вместо того, чтобы признать вину и решить вопрос тихо и мирно, как предлагал Макей, ООН забрасывает Минск письмами, в которых говорит, что Беларусь ведет себя нібыта непорядочно. Я зачитаю цитату: «это затрагивает то, каким образом ООН осуществляет свою деятельность и внутренние процессы принятия решений». Цинично, правда? А как же закон? А у Дроздовского и его юриста якобы «иммунитет» от ООН, и судить и задерживать их нельзя. Какие-то неравные права человека получаются, правда? Более того, про иммунитет – это ложь. Иммунитет, по Уставу ООН, есть лишь у тех, кто назначен Генеральным секретариатом ООН и чьи данные поданы в Правительство Беларуси – из всех участников истории это лишь Омер Фишер, его как раз и не тронули. А у остальных, пишет в письмах ООН, иммунитет нібыта есть по, цитата, «сложившейся практике». Беззаконие какое-то в этом вашем ООН, Устав себе – практика себе. Более того, в случае таких порочащих действий иммунитет ООН обязаны по Уставу незамедлительно отзывать.
Но! Давайте представим, что ООН просто хотел разобраться самостоятельно. Повторим фото Омера Фишера, это экс-старший советник по правам человека в Беларуси, который и придумал мошенническую схему. У него иммунитет есть – а что произошло с ним? Получив все материалы дела, ООН отозвала Фишера. Но не уволила. А моментально дала другую должность в другой стране. И он сейчас спокойно со своим ООНовским иммунитетом работает в азиатском регионе. Коллеги, присмотрите там за ним.
Но раз мы говорим о мошенничестве – давайте к цифрам. На оплату адвокатов 23-ем участникам протестов ООН из бюджета Офиса по правам людей с инвалидностью потратил порядка 5 тысяч долларов. Да, сумма небольшая, но, во-первых, сам факт вопиющий, во-вторых, инвалиды ровно этих 5 тысяч недополучат. Что там с толерантностью, ООН? И обещанная ягодка на торт. Сосредоточьтесь. По нашим данным, эти 5 тысяч долларов взяты из целевого взноса для Беларуси от… России. То есть минский офис ООН взял деньги у Кремля на инвалидов в Беларуси, но отдал их на поддержку свержения власти в Беларуси, власти союзника России. И теперь Гутерришу нужно будет серьезно поговорить не только с Макеем, но и с Захаровой, и Лавровым. И что-то решить с руководством минского офиса, а там говорят, что были не в курсе.
А Минск на протяжении всей этой истории вел и ведет себя исключительно достойно. Жаль, не оценили. Меня зовут Игорь Тур, и я дополнил тему.
ОНТ