Что подпитывает новую криминальную схему: взять кредит и отдать его мошенникам
Киберворы начали звонить людям не только на Viber, но и просто на мобильный.
О звонках «банковских работников» слышал каждый. Однако мошенники, видя, что народ перестал реагировать на их трюки, модернизируют схемы. В последнее время злоумышленники повадились оформлять на доверчивых граждан кредиты. Как не попасть на удочку аферистов? Об этом сообщает СБ.Долг из воздуха
Пятидесятилетнему минчанину Олегу позвонили неизвестные с зарубежного номера, представились сотрудниками банка и уточнили, не оформлял ли он сейчас потребительский кредит. При этом, чтобы доказать мужчине, что с ним разговаривает работник финансовой структуры, начали сыпать личными данными — серия, номер паспорта, имя, фамилия, отчество, дата рождения, номер телефона. После этого у Олега не осталось никаких сомнений, что с ним разговаривает действительно сотрудник банка.
— Скажите, не теряли ли вы паспорт? Или может где-то заполняли документы на скидочные карты?
— Нет, ничего подобного не было… — ответил Олег.
— Сейчас мы на ваш номер отправим код, вы должны будете нам его сказать. Это нужно для того, чтобы остановить несанкционированные операции на вашем счете, — разговаривая с жертвой, мошенники параллельно пытались попасть в банкинг Олега.
И действительно мужчине тут же пришел на телефон код.
— 4563, — растерянно продиктовал он.
Тем временем аферисты ввели цифры в банкинг и попали в личный кабинет мужчины:
— У вас на счете сейчас 6250 рублей. Ваша последняя денежная операция была вчера в восемь вечера в отделении сотовой связи МТС.
— Да, все верно.
Когда «банкиры» окончательно втерлись в доверие жертве, посыпались команды: нужно было называть остальные коды, приходящие на телефон. Код, чтобы войти в банкинг, код для оформления кредита — все это мужчина беспрекословно выдал мошенникам. Пока вдруг на телефон не пришла эсэмэска: «С вашего счета списано 6000 рублей».
Таким образом, пока жертве вешают лапшу на уши, аферисты пытаются сначала войти в личный кабинет, ведь это открывает им безграничные возможности, а дальше им нужны коды, которые подтверждают получение кредита. Правда, жертва об этом не знает. Мошенники уверяют, что, называя цифры, приходящие на телефон, люди спасают свои деньги, а работники банка останавливают вора.
Ранее злоумышленники повесили кредит и на 37-летнюю витебчанку. Ей позвонили якобы из банка, задали несколько уточняющих вопросов о последних финоперациях, а потом сообщили, что на нее пока не установленный работник банка как будто бы оформил большой кредит.
Чтобы вычислить мошенника, службе безопасности необходимо содействие клиентки. Витебчанка согласилась помочь. Для конфиденциальности общение было решено перевести в Viber.
Ее сразу предупредили, что обо всех дальнейших переговорах и действиях никто не должен узнать. Мол, устное согласие витебчанки о сотрудничестве записано на диктофон и является подпиской о неразглашении, за невыполнение которой предусмотрена уголовная ответственность. После этого женщине поступили инструкции. По версии звонивших, на нее были оформлены кредиты в разных банках. Чтобы выявить злоумышленника, ей необходимо оставить заявки в тех же учреждениях на получение максимально возможного кредита. Женщине прислали адреса нужных отделений и сказали всегда быть на связи в Viber, чтобы сотрудник службы безопасности слышал все происходящее.
У нее получилось взять кредиты в трех из четырех названных банков. Получив на руки наличные, следуя инструкции, жертва поспешила в ближайший инфокиоск и перечислила 16 тысяч на указанный злоумышленниками счет. После этого ей сказали, что вычислили мнимого нарушителя и поблагодарили за содействие. Через пару дней обещали перезвонить и аннулировать все кредиты. Но на связь с ней больше никто не вышел.
В начале сентября на молодого человека из Гродно также якобы оформили займ. Для того чтобы, со слов звонивших, отменить операцию, необходимо было взять пять новых кредитов в разных банках, а деньги перевести на новый счет. Для убедительности с потенциальной жертвой связывался даже некто, представившийся сотрудником правоохранительных органов. Он подтвердил, что мужчине необходимо действовать в соответствии с рекомендациями сотрудника банка. В итоге на счет мошенников ушло около 59 тысяч рублей.
Чем больше данных, тем больше следов
Выманивание личных данных и кража денежных средств с карточек пошли на спад, а вот кредитная история только набирает обороты.
— За последний месяц у нас в Октябрьском районе было шесть случаев, когда аферисты брали займы от имени жертв, — рассказывает старший оперуполномоченный отделения по противодействию киберпреступности Октябрьского РУВД Минска Сергей Карнилович. — Проблема таких преступлений в том, что их трудно расследовать.
99 % звонков идет с территории сопредельных стран. А нахождение злоумышленника за рубежом делает распутывание злодеяния весьма проблематичным. В то же время, по словам Сергея Карниловича, чем больше данных оставил аферист, тем выше вероятность удачного расследования.
Viber в прошлом
К слову, теперь киберворы начали звонить людям не только на Viber, но и просто на мобильный, поясняет Сергей Карнилович:
— Недавно на минчанку мошенники взяли кредит на сумму около 3 тысяч рублей. И она видела, что номер не белорусский. Спрашиваю: «Почему же вы сказали им код, который пришел на телефон, если заподозрили неладное?» На это она мне ответила: «Так ведь мошенники только на Viber звонят». Люди знают: если звонок в мессенджере и там зарубежный номер — не поднимать. А к тому, что эти самые прохиндеи могут позвонить просто на телефон, народ не привык.
Также ставит людей в ступор и то, что злоумышленники не спрашивают никаких данных… Они играют на чувствах жертвы, которая благодарна банковским сотрудникам за попытку спасти деньги. И поэтому все, что просят аферисты, человек делает без лишних вопросов.
— Зачастую у мошенников уже имеется информация о тех, кому они звонят. Ее они получают из даркнета, где базы данных можно купить. А вот где произошла утечка этих данных — уже другой вопрос. По сути, даже выбрасывая ксерокопии страниц паспорта в мусорное ведро, вы отдаете свои личные данные в чужие руки. Опять же неизвестно, как хранится информация в различных структурах, тех же магазинах, где вы оформляете дисконтные карты, — отмечает Сергей Карнилович.
Свыше 1400 киберпреступлений совершено по итогам минувшего августа на территории Минской области. За аналогичный период прошлого года — 1100.
Не передавать карты в руки
24-летний кассир продуктового магазина в Червене запоминал данные банковских карт покупателей и воровал с них деньги.
«При расчете некоторые покупатели передавали свои карты в руки молодому человеку, а тот запоминал CVV-код и шесть последних цифр (остальные переписывал из чека)», — раскрыли подробности в МВД.
На данный момент милиционеры установили шесть потерпевших, у которых в общей сложности кассир похитил около тысячи рублей. Деньги он потратил на интернет-покупки для себя и своей девушки.
На парня завели уголовное дело за хищение имущества путем модификации компьютерной информации.
sb.by