Что подпитывает новую криминальную схему: взять кредит и отдать его мошенникам

Что подпитывает новую криминальную схему: взять кредит и отдать его мошенникам

Киберворы начали звонить людям не только на Viber, но и просто на мобильный.

О звонках «банковских работников» слышал каждый. Однако мошенники, видя, что народ перестал реагировать на их трюки, модернизируют схемы. В последнее время злоумышленники повадились оформлять на доверчивых граждан кредиты. Как не попасть на удочку аферистов? Об этом сообщает СБ.

Долг из воздуха

Пятидесятилетнему минчанину Олегу позвонили неизвестные с зарубежного номера, представились сотрудниками банка и уточнили, не оформлял ли он сейчас потребительский кредит. При этом, чтобы доказать мужчине, что с ним разговаривает работник финансовой структуры, начали сыпать личными данными — серия, номер паспорта, имя, фамилия, отчество, дата рождения, номер телефона. После этого у Олега не осталось никаких сомнений, что с ним разговаривает действительно сотрудник банка. 

— Скажите, не теряли ли вы паспорт? Или может где-то заполняли документы на скидочные карты? 

— Нет, ничего подобного не было… — ответил Олег. 

— Сейчас мы на ваш номер отправим код, вы должны будете нам его сказать. Это нужно для того, чтобы остановить несанкционированные операции на вашем счете, — разговаривая с жертвой, мошенники параллельно пытались попасть в банкинг Олега. 

И действительно мужчине тут же пришел на телефон код. 

— 4563, — растерянно продиктовал он. 

Тем временем аферисты ввели цифры в банкинг и попали в личный кабинет мужчины:

— У вас на счете сейчас 6250 рублей. Ваша последняя денежная операция была вчера в восемь вечера в отделении сотовой связи МТС.

— Да, все верно.

Когда «банкиры» окончательно втерлись в доверие жертве, посыпались команды: нужно было называть остальные коды, приходящие на телефон. Код, чтобы войти в банкинг, код для оформления кредита — все это мужчина беспрекословно выдал мошенникам. Пока вдруг на телефон не пришла эсэмэска: «С вашего счета списано 6000 рублей». 

Таким образом, пока жертве вешают лапшу на уши, аферисты пытаются сначала вой­ти в личный кабинет, ведь это открывает им безграничные возможности, а дальше им нужны коды, которые подтверждают получение кредита. Правда, жертва об этом не знает. Мошенники уверяют, что, называя цифры, приходящие на телефон, люди спасают свои деньги, а работники банка останавливают вора. 

Ранее злоумышленники повесили кредит и на 37-летнюю витебчанку. Ей позвонили якобы из банка, задали несколько уточняющих вопросов о последних финоперациях, а потом сообщили, что на нее пока не установленный работник банка как будто бы оформил большой кредит. 

Чтобы вычислить мошенника, службе безо­пасности необходимо содействие клиентки. Витебчанка согласилась помочь. Для конфиденциальности общение было решено перевести в Viber.

Ее сразу предупредили, что обо всех дальнейших переговорах и действиях никто не должен узнать. Мол, устное согласие витебчанки о сотрудничестве записано на диктофон и является подпиской о неразглашении, за невыполнение которой предусмотрена уголовная ответственность. После этого женщине поступили инструкции. По версии звонивших, на нее были оформлены кредиты в разных банках. Чтобы выявить злоумышленника, ей необходимо оставить заявки в тех же учреждениях на получение максимально возможного кредита. Женщине прислали адреса нужных отделений и сказали всегда быть на связи в Viber, чтобы сотрудник службы безопасности слышал все происходящее.

У нее получилось взять кредиты в трех из четырех названных банков. Получив на руки наличные, следуя инструкции, жертва поспешила в ближайший инфокиоск и перечислила 16 тысяч на указанный злоумышленниками счет. После этого ей сказали, что вычислили мнимого нарушителя и поблагодарили за содействие. Через пару дней обещали перезвонить и аннулировать все кредиты. Но на связь с ней больше никто не вышел.

В начале сентября на молодого человека из Гродно также якобы оформили займ. Для того чтобы, со слов звонивших, отменить операцию, необходимо было взять пять новых кредитов в разных банках, а деньги перевести на новый счет. Для убедительности с потенциальной жертвой связывался даже некто, представившийся сотрудником правоохранительных органов. Он подтвердил, что мужчине необходимо действовать в соответствии с рекомендациями сотрудника банка. В итоге на счет мошенников ушло около 59 тысяч рублей.

Чем больше данных, тем больше следов

Выманивание личных данных и кража денежных средств с карточек пошли на спад, а вот кредитная история только набирает обороты. 

— За последний месяц у нас в Октябрьском районе было шесть случаев, когда аферисты брали займы от имени жертв, — рассказывает старший оперуполномоченный отделения по противодействию киберпреступности Октябрьского РУВД Минска Сергей Карнилович. — Проблема таких преступлений в том, что их трудно расследовать. 

99 % звонков идет с территории сопредельных стран. А нахождение злоумышленника за рубежом делает распутывание злодеяния весьма проблематичным. В то же время, по словам Сергея Карниловича, чем больше данных оставил аферист, тем выше вероятность удачного расследования. 

Viber в прошлом

К слову, теперь киберворы начали звонить людям не только на Viber, но и просто на мобильный, поясняет Сергей Карнилович:

— Недавно на минчанку мошенники взяли кредит на сумму около 3 тысяч рублей. И она видела, что номер не белорусский. Спрашиваю: «Почему же вы сказали им код, который пришел на телефон, если заподозрили неладное?» На это она мне ответила: «Так ведь мошенники только на Viber ­звонят». Люди знают: если звонок в мессенджере и там зарубежный номер — не поднимать. А к тому, что эти самые про­хиндеи могут позвонить просто на телефон, народ не привык.

Также ­ставит людей в ступор и то, что злоумышленники не спрашивают никаких данных… Они играют на чувствах жертвы, которая благодарна банковским сотрудникам за попытку спасти деньги. И поэтому все, что просят аферисты, человек делает без лишних вопросов. 

— Зачастую у мошенников уже имеется информация о тех, кому они звонят. Ее они получают из даркнета, где базы данных можно купить. А вот где произошла утечка этих данных — уже другой вопрос. По сути, даже выбрасывая ксерокопии страниц паспорта в мусорное ведро, вы отдаете свои личные данные в чужие руки. Опять же неизвестно, как хранится информация в различных структурах, тех же магазинах, где вы оформляете дисконтные карты, — отмечает Сергей Карнилович. 
Свыше 1400 киберпреступлений совершено по итогам минувшего августа на территории Минской области. За аналогичный период прошлого года — 1100.

Не передавать карты в руки 

f5e588db574f8a5eb2de56929979e266.jpg

24-летний кассир продуктового магазина в Червене запоминал данные банковских карт покупателей и воровал с них деньги. 

«При расчете некоторые покупатели передавали свои карты в руки молодому человеку, а тот запоминал CVV-код и шесть последних цифр (остальные переписывал из чека)», — раскрыли подробности в МВД.

На данный момент милиционеры установили шесть потерпевших, у которых в общей сложности кассир похитил около тысячи рублей. Деньги он потратил на интернет-покупки для себя и своей девушки.

На парня завели уголовное дело за хищение имущества путем модификации компьютерной информации.

sb.by