Дело не в материальном ущербе. Чем опасно замыкание железнодорожных путей и почему это неэффективный инструмент диалога
то не показатель безобидности таких выходок: катастрофа может случиться в любой момент.
Как все устроено
На железнодорожных путях и поездах работает электрическая автоматика. Она позволяет дежурному по станции контролировать ситуацию по маршруту следования поезда. В системе предусмотрен механизм экстренного торможения поезда без участия машиниста. Он срабатывает, если впереди на рельсах есть состав, который не движется. В таком случае следующий по маршруту состав экстренно останавливается. Когда злоумышленники кладут проволоку на рельсы, происходит замыкание, которое система воспринимает как поезд без движения и подает сигнал, запускающий экстренное торможение.
– В системе железнодорожных путей есть участки, где поезд разгоняется до 140 километров в час. Вы только представьте, каково это – остановить многотонный поезд на такой скорости! Что будет с пассажирами? Люди могут получить сложные травмы и даже погибнуть. А если это грузовой состав? Его тормозной путь может достигать 900 метров. При таком экстренном торможении рельсы испытывают колоссальную нагрузку, возможны серьезные повреждения. В самом крайнем случае не исключен сход поезда, – рассказал начальник участка Лидской дистанции сигнализации и связи Виктор Трибух. – На мой взгляд, подобные методы выражения своей позиции недопустимы, так как потенциально несут угрозу общественной безопасности.
Нулевой профит саботажа
Разумеется, система железнодорожного сообщения устроена так, что ей обеспечена максимальная защита. За путями следят круглосуточно.
Диспетчеры на специальном табло видят передвижение всех поездов и состояние полотна. Если что-то не так, сотрудники, закрепленные за определенными участками дороги, выезжают на вызов вне зависимости от времени суток и погодных условий, чтобы убрать посторонние предметы.
– Как правило, достаточно минуты, чтобы увидеть возникшую проблему. Устранить последствия «шутки» – потребуется время. Вся система при этом однозначно не встанет. Но есть ли стопроцентная гарантия отсутствия угрозы для жизни людей? – задает риторический вопрос Виктор Трибух.
Ответ важен для осознания того, что материальный ущерб – дело второстепенное, главное – человеческие жизни, которые могут пострадать. Об этом оппо-инструкторы не говорят. Делают акцент, что будет парализовано движение, а это навредит ненавистному им «рэжыму». Вряд ли, конечно, учитывая профессионализм и оперативность железнодорожников, а вот люди, спешащие в пункт назначения, спасибо точно не скажут.
Ответственность будет. Железно
В прокуратуре области подчеркивают: горе-стопменам грозит как административная, так и уголовная ответственность.
За подкладывание на железнодорожные и трамвайные пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения, повреждение железнодорожного или трамвайного пути, защитных путевых объектов, сооружений и устройств сигнализации и связи предусмотрена административная ответственность по статье 18.3 КоАП и штраф до 50 базовых величин.
Уголовная ответственность может грозить, если умышленное блокирование транспортных коммуникаций повлечет ущерб в особо крупном размере, тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, смерть человека. Такие действия подпадают под статью 310 Уголовного кодекса, за них может грозить до 10 лет лишения свободы. Когда действия совершались с таким же умыслом, но не повлекли названных последствий по не зависящим от виновного причинам, преступление будет квалифицироваться по статьям 14 и 310 Уголовного кодекса с аналогичными мерами наказания.
В зависимости от обстоятельств блокирование железнодорожных путей может квалифицироваться как диверсия или акт терроризма. Это влечет наказание по части 1 статьи 360 Уголовного кодекса, предусматривающей лишение свободы на срок от 10 до 15 лет.
Действия, которые предпринимаются, чтобы воздействовать на решения органов власти, воспрепятствовать политической, общественной деятельности, устрашить население, дестабилизировать общественный порядок, на основании части 1 статьи 289 Уголовного кодекса трактуются как акт терроризма. В качестве наказания безальтернативно предусматривается лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.
Поддаваясь на призывы вести уже не информационную, а террористическую войну против собственного народа, бчб-активисты должны понимать, что переходят черту, за которой – ответный Ультиматум Закона.
Вера БАРАНОВСКАЯ
Фото:автора и из архива "ГП"
https://grodnonews.by/