Специально для «ГП» Петр Петровский, эксперт РОО «Белая Русь»: «Главный фактор протестов в Литве – недовольство общества политической моделью развития страны»
– Протесты в Литве имеют основания. Принуждение людей к обязательной вакцинации и ущемление в правах невакцинированных граждан являются лишь триггером протестов. Объективные факторы намного глубже, и главный из них – недовольство литовского общества политической моделью развития Литвы в последние более чем тридцать лет.
Фактически литовские элиты представляют собой замкнутую часть общества, оторванную от большинства населения, на которую невозможно повлиять электоральными методами. И даже когда имелась такая возможность (вспомним историю с Роландасом Паксасом), элита жестко пресекала самостоятельные действия народных представителей. Все это в конечном итоге приводило к тому, что ухудшалась экономическая ситуация, происходила деградация литовской государственности.
Когда распался Советский Союз, и Литва получила независимость, вместо того, чтобы поставлять продукцию сельского хозяйства в Россию, Литовская Республика выбрала антироссийский путь и решила, что этот путь принесет ей дивиденды. Когда Беларусь предложила совместно участвовать в проекте Белорусской атомной электростанции, Литва предпочла конфронтацию по этой линии, борьбу с БелАЭС и сейчас покупает втридорога электроэнергию через посредников. Когда Китай предложил инвестиции, загрузку литовского Клайпедского порта, участие в проекте «Один пояс – один путь», Литва не нашла ничего лучшего, как поддержать сепаратистов в Тайване, Тибете, вести антикитайскую политику, которая довела до того, что Китай отозвал своего посла и попросил литовского посла уехать из Пекина. Когда Беларусь предлагала Европейскому Союзу совместную борьбу с нелегальной миграцией, Литва настаивала на санкционной войне с Беларусью и тем самым оголила свою границу и получила мигрантов.
Этот ряд алогичных бессмысленных негативных действий официального Вильнюса можно продолжать бесконечно. Приводили все эти решения лишь к одному – потере литовского бюджета, ухудшению литовской экономики и снижению уровня благополучия простых литовских граждан. Население Литвы за годы независимости уменьшилось с 3,5 миллионов до 2,8. Люди «голосовали ногами», покидая страну в поисках лучшей жизни, но когда границы оказались закрыты, они стали голосовать митингами, акциями, протестами. Мне кажется, в ближайшее время протесты будут усиливаться. А для флегматичной ментальности литовцев это знак того, что чаша терпения переполнена, может случиться серьезный накал страстей. То, что мы видели, – это цветочки, ягодки ждут впереди. Во что это все выльется, посмотрим. Но я бы посоветовал литовскому руководству переосмыслить свою внешнюю и внутреннюю политику, политику отношений с соседями и выбрать путь более прагматичный, рациональный, нежели тот, что есть сегодня.