Что должны знать ученики белорусских школ о государственной символике
В Министерстве образования отмечают: в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании одним из основных направлений воспитания обучающихся является идеологическая составляющая. Она направленна на формирование у ребят знаний основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей и убеждений, отражающих сущность белорусской государственности.
Напомним: Президент Беларуси Александр Лукашенко 12 апреля 2023 года подписал Указ № 105, которым корректируется Указ от 26 марта 1998 года № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь». Название государственного праздника теперь звучит так – «День Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь – второе воскресенье мая». Как указано на сайте Президента, новое название позволит отдать дань уважения всем трем государственным символам Беларуси.
Этой теме огромное внимание уделяет Министерство образования страны. В ведомстве отмечают, что важнейшим показателем гражданско-патриотических качеств личности наряду с другими является знание символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения. Педагоги на уроках объясняют ребятам, что в системе атрибутов государственная символика занимает одно из важнейших мест и является воплощением национальной идеи белорусского государства.
– Национальные символы – это условные знаки, образы и предметы, выражающие особенности национальных ценностей, определенные стороны жизни народа и государства. Герб, флаг и гимн государства – главные символы независимости, передающие историко-культурное наследие нашего народа, подчеркивающие национальный дух и достоинство белорусских граждан, – говорится на сайте Министерства образования.
Государственный флаг
– Цвета Государственного флага – красная, зеленая и украшенная орнаментом белая полоса – имеют исторические и национальные корни. Цвета можно расшифровать следующим образом: белый (серебро) – чистота, непорочность, радость; красный – право, сила, мужество, любовь, храбрость; зеленый – свобода, радость, надежда, здоровье. В христианской символике белый цвет символизирует жизнь, божественность; красный – любовь Бога, огонь веры, кровь Христа; зеленый – юность, жизнь, возрождение, справедливость, – поясняют специалисты Министерства образования.
Граждане могут вывешивать Государственный флаг как внутри, так и снаружи помещений во время народных, трудовых, семейных праздников и в другие памятные дни. При этом обязательным условием является соблюдение уважения к Государственному флагу как символу государства.
Государственный герб
В основу современного Государственного геральдического символа Беларуси был положен герб, существовавший до осени 1991 года, который, в соответствии с новыми политическими реалиями, претерпел некоторые изменения. Герб отражает лучшие качества и черты национального характера белоруса: трудолюбие, доброжелательность, устремленность к лучшему. Элементы герба хорошо продуманы, несут глубокую смысловую нагрузку и тесно взаимосвязаны между собой.
В отличие от Государственного флага Государственный герб имеет более официальное значение, поэтому не предусматривается возможность его свободного использования гражданами. В частности, запрещается его размещение на визитных карточках лиц, не являющихся государственными служащими.
Государственный гимн
Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных, инструментальных или вокально-инструментальных вариантах. При этом могут использоваться аудио- и видеозапись, а также средства теле- и радиотрансляции. При вокальном и вокально-инструментальном исполнении Государственный гимн Республики Беларусь исполняется полностью, а при его инструментальном исполнении допускается частичное исполнение – проигрываются запев и припев один раз. Государственный гимн имеет своих авторов – музыку к нему написал белорусский композитор Нестер Соколовский, а слова – белорусские поэты Михась Климкович и Владимир Каризна.
Использование государственной символики на уроках
Представители Министерства образования констатируют: использование государственной символики на учебных занятиях и воспитательных мероприятиях позволяет постепенно и поэтапно приобщать детей и учащуюся молодежь к основам идеологии нашего государства, формировать чувство любви и уважения к Родине, гордости за ее достижения, чувство ответственности за развитие и процветание, способствует формированию активной гражданской позиции.
– Педагогическая работа с государственной символикой основывается, прежде всего, на учете возрастных особенностей детей, а также на понимании роли различных условных образных обозначений в образовании детей и молодежи. К примеру, у младших школьников представления о государственных символах Республики Беларусь начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе. Педагог обращает внимание детей на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни. Целесообразно создание условий для выражения детьми собственной эмоционально-нравственной оценки явлений общественной жизни. Учителя начальных классов могут использовать большой потенциал уроков белорусского языка и литературы, курса «Мая Радзіма – Беларусь», различных внеклассных мероприятий, – поясняют в ведомстве.
В начальной школе организуется коллективное прослушивание гимна Республики Беларусь. Его предваряет беседа педагога о гимне как одном из важнейших государственных символов, истории его создания. С помощью взрослых дети определяют характер музыки гимна как величавой, торжественной. Учитель объясняет, что гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Педагог предлагает детям прослушать гимн стоя, как это принято при его официальном исполнении в обществе.
Изученные на уроках элементы символики становятся в дальнейшем объектом бесед, используются при проведении внешкольных мероприятий, досуга. В младших классах целесообразно проводить конкурсы рисунков по темам, связанным с государственными символами Республики Беларусь, историей их появления. Аналогичную работу следует проводить с детьми при участии родителей.
Привлечь внимание детей к символам нашего государства позволяет также экскурсионная работа, встречи и беседы с местными жителями, старожилами, людьми, пользующимися уважением окружающих, участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими, известными спортсменами. Все это дает возможность наполнить конкретным содержанием понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека.