За рулем — профессионал
Сегодня автомобилисты всех категорий — и профессионалы транспортной сферы, и рядовые автолюбители — отмечают свой профессиональный праздник. Среди них и Елена Филитович. Свои водительские права заведующий отделением Вороновского колледжа получила в середине 1980-х годов. Тогда автоледи на дорогах были скорее исключением, чем закономерностью. Сегодня Елена Эдуардовна не только опытный водитель, она почти 40 лет преподает автодело. Беседуем с ней об этом накануне Дня автомобилиста и дорожника.
— Елена Эдуардовна, расскажите, как вы решились получить права?
— (улыбаясь) Просто у меня уже был водительский опыт — в детстве папа часто позволял мне порулить на грузовике по проселочным дорогам. А реальная возможность получить права появилась в студенческие годы. Я закончила водительские курсы при Белорусском институте механизации сельского хозяйства (ныне БАТУ). Но все равно чувствовала недостаточный уровень практической подготовки и поэтому не стала сразу сдавать экзамен. Вернулась на Вороновщину, устроилась на работу. А моим инструктором по вождению снова стал отец. Под его руководством на семейном «Москвиче» и набиралась опыта перед сдачей экзамена в ГАИ.
— Много ли сегодня желающих пройти обучение на автомобильные категории?
— Ежегодно на базе Вороновского колледжа проходят подготовку и переподготовку порядка 300 человек. Преподаватели и мастера с полной ответственностью подходят к обучению как детей, так и взрослых.
Самая «женская» категория — «В». Учебные группы на 2/3 сформированы из женщин, желающих получить права для вождения легковых авто. На протяжении трех лет автоледи осваивают и категории «С», «СЕ». Это вызвано желанием пойти в напарницы к своим мужьям, занимающимся международными перевозками, либо для работы в службе такси. Там приветствуются права профессионала, то есть с наличием еще и категории «С».
— Вы уже много лет преподаете автодело. Есть ли какие-то особенности в его освоении у мужчин и женщин?
— Насколько успешно проходит обучение зависит не столько от пола, возраста, образования, сколько от желания получить права. Трудности с усвоением учебного материала бывают и у мужчин, и у женщин. Но я считаю, что женщины проходят более сложный путь к получению водительских прав. Ведь они занимаются вечером после целого рабочего дня, выполнения каких-то домашних дел. И здесь им необходимо усваивать много информации. Но по моим наблюдениям все же им теория дается легче.
— Вас считают очень требовательным и строгим преподавателем…
— Мне бы очень не хотелось встретить на дороге водителя, который не знает Правил дорожного движения, либо лихача, который их игнорирует. И поэтому делаю со своей стороны все, чтобы среди моих учеников таких не было. Отсюда и мои требовательность, скрупулезность. Думаю, в процессе обучения такой важной профессии не должно быть по-другому.
— Спрос на автомобильные категории как-то меняется?
— Да. Можно проследить определенные тенденции. Настоящий бум подготовки водителей отмечался в середине 1990-х годов. Тогда у людей стали появляться личные легковые автомобили. Были даже очереди на получение водительского удостоверения категории «В». С 2017 года с активизацией международных грузоперевозок возрос спрос на открытие категории «СЕ». И он по-прежнему не снижается. Порядка 100 водителей ежегодно получают права для управления большегрузами.
— Елена Эдуардовна, с таким солидным водительским опытом вы уверенно чувствуете себя за рулем?
— О полной уверенности не могу утверждать. Ведь на дороге не все зависит только от тебя. Есть другие участники движения, которые могут быть непредсказуемыми. И всем автовладельцам также не советую переоценивать себя в возможностях вождения. Независимо от опыта, важно оставаться внимательными, острожными, всегда применять полученные знания. Не пренебрегать правилами, даже когда кажется, что этого никто не видит. Так вырабатывается самодисциплина. Это очень хорошее водительское качество. Чем больше будет грамотных и ответственных людей за рулем, тем безопаснее будут дороги.
Беседовала Ольга ВОРОБЬЕВА.
Фото Олега БЕЛЬСКОГО.