Служат Отечеству два поколения. Об афганских буднях и службе на границе офицеров Дойлидко
Отец и сын Дойлидко из Вороново с 18-ти лет носят погоны. Станислав Зигмундович — авиатора, Виталий Станиславович — пограничника. Военному делу суммарно посвятили более сорока лет.
В жарком небе Афгана
Прошло 35 лет, когда ограниченный контингент советских войск покинул территорию Афганистана, но для майора запаса Станислава Дойлидко эти события — особый период в жизни. Каждое сохранившееся фото до сих пор будоражит живые воспоминания.
Именно там, в знойном небе незнакомой южной страны, выпускник Ломоносовского авиационно-технического училища ПВО почти полтора года обретал военный опыт.
— Все курсанты знали, что нас готовят для боевых действий, 90% ребят прошли через Афганистан. Набраться опыта я несколько лет успел в военной части г. Бердичев в Прикарпатском военном округе. В апреле 1987 года в составе 205-й отдельной вертолетной эскадрильи был направлен в Афганистан, а вернулся в августе 1988-го, — рассказал Станислав Зигмундович.
Это была полная опасностей командировка. Уже в пути к месту дислокации на дозаправке в г. Шинданд попали под обстрел. Несмотря на полученную в училище подготовку, моральную том числе, все остро почувствовали реалии войны.
Располагалась эскадрилья недалеко от аэродрома г. Кандагар. Солдаты проживали в специально построенных модулях. Дважды в сутки экипажи вылетали на боевые задания. И каждый раз не знали, вернутся ли обратно.
Основной задачей эскадрильи было обслуживание наземных операций батальона спецназа, который уничтожал двигавшиеся вглубь страны караваны с боеприпасами или оружием. Экипажи штурмовиков не только доставляли пехотинцев в конкретную местность, но и при необходимости прикрывали их огнем с воздуха. Не иначе как летающим танком называет свою боевую машину собеседник. Ведь «Ми-24» был оснащен стрелково-пушечным ракетным вооружением. Безусловно, и по вертолету стреляли из всевозможных видов оружия. За время службы в Афганистане его машина получила 248 (!) огнестрельных и осколочных пробоин. В один из вылетов крупнокалиберная пуля, прошив стальной корпус вертолета, чуть не угодила в молодого борттехника Станислава. Задержало ее массивное сиденье…
Условия для полетов были невероятно сложные. Горная местность сама по себе очень опасна, а еще и предельно высокие температуры воздуха. Ремонт поврежденной техники тоже имел свои особенности.
— Все работы можно было выполнять только в перчатках, чтобы не получить ожог. Каждая металлическая деталь сильно нагревалась, ведь температура воздуха в тени достигала 50 градусов, — вспоминает С. Дойлидко.
Весь летный состав в Афганистане служил примерно по году. Потом им присылали замену. После перерыва могли снова отправить на год. Но повторной командировки у Станислава Зигмундовича больше не случилось — в 1989 году советские войска были выведены из Афганистана.
После возвращения старший лейтенант продолжил службу в украинском Бердичеве, женился во время отпуска на своей землячке. Позже был переведен в Забайкальский военный округ, а после развала Советского Союза попал на белорусскую землю — 13 лет отслужил на авиационной базе под Пружанами Брестской области. Там опытный авиатор передавал навыки новому поколению пилотов.
Нелетный период биографии Станислава Зигмундовича начался в 2005 году, когда он вернулся на малую родину и устроился в Вороновский военкомат начальником отделения территориальной обороны. Пять лет спустя перешел на гражданские специальности. За плечами майора запаса — 36 лет военной выслуги, 980 часов летного стажа, 420 из которых — боевой налет. Воин-интернационалист Дойлидко награжден медалями «За боевые заслуги», «От благодарного афганского народа», «Ветеран боевых действий». По его стопам пошел сын Виталий, выбрав профессию военного.
На белорусских рубежах
Для Виталия Станиславовича Дойлидко нынешний год ознаменовался радостным событием — он получил очередное воинское звание подполковник. На защите государственных рубежей он уже более 17-ти лет.
— Я вырос в военном городке. Там особая атмосфера и уклад жизни. С детства меня окружали люди в погонах. Разве мог выбрать другую профессию? — рассказывает Виталий Дойлидко. — Отец никогда не настаивал, он просто был для меня примером. Несмотря на свой непростой профессиональный опыт, он всегда считал военную службу достойным делом для мужчины. Мой выбор одобрил.
Когда Виталий окончил 10-й класс, семья переехала в Вороново. Здесь, в приграничье, юноша больше узнал о службе стражей границы. Да и среди родственников были пограничники. Это и помогло ему определиться со специальностью.
В. Дойлидко успешно сдал экзамены, выдержав серьезный конкурс на пограничный факультет Военной академии Республики Беларусь. После окончания служил на пограничных заставах в должностях заместителя начальника, начальника. Офицеру довелось руководить и подразделением с героическим прошлым — пограничной заставой имени Героя Советского Союза Виктора Усова. Известно, что в первые дни войны три десятка пограничников отбили семь атак противника, а командир — лейтенант Усов, несмотря на пять ранений, оставался вместе с бойцами до конца. Весь личный состав погиб, но продвижение врага задержал...
Спокойной службу на «зеленке» не назовешь. Это постоянное движение, выполнение задач по охране рубежей при любой погоде в режиме 24 на 7.
Второй год Виталий Станиславович занимает должность заместителя начальника по боевой подготовке Гродненской пограничной группы. Обязанностей у него много. Он отвечает за физическую подготовку личного состава, навыки владения различными видами оружия и техники, организовывает выездные занятия, занимается вопросами профориентации школьников, отбора кандидатов на поступление в Институт пограничной службы.
Несмотря на довольно напряженный ритм жизни, офицер ни разу не пожалел, что сделал когда-то такой профессиональный выбор. За добросовестную службу награжден нагрудным знаком отличия «Выдатнік пагранічнай службы Рэспублікі Беларусь» I и II степеней, медалью «За безупречную службу» III степени, неоднократно поощрялся руководством Госпогранкомитета и командованием Гродненской пограничной группы.
Виталий Дойлидко — многодетный отец. В его семье подрастают три дочери. А вот продолжателем семейной династии военных по мужской линии вполне может стать его племянник, который уже в шестилетнем возрасте определился, что хочет быть военным. Как дедушка и дядя.
Ольга ВОРОБЬЕВА.
Фото Олега БЕЛЬСКОГО
и из личных архивов Станислава и Виталия Дойлидко.