Как удалось обуздать лихие 90-е. Ветераны Лидского уголовного розыска рассказали, с какими преступлениями имели дело после распада СССР

Как удалось обуздать лихие 90-е. Ветераны Лидского уголовного розыска рассказали, с какими преступлениями имели дело после распада СССР
Во времена Советского Союза одним из самых популярных профессиональных праздников был День милиции, который отмечался 10 ноября. И хоть Днем белорусской милиции установлено 4 марта, в знаменитую ноябрьскую дату у нас чествуют ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск МВД – ведь многие из них свою службу начинали в советской милиции.

В канун этого дня ветераны Лидского уголовного розыска – братья Гасановы – рассказали, с какими преступлениями имели дело в лихих 90-х и как удалось обуздать преступность в стране.  

Уютная республика 

Мирали и Айладин Гасановы рассказывают о себе, что по национальности они курды, родились в Армении, там же окончили школу. Мирали срочную службу проходил в Краснознаменном Туркестанском военном округе. Вместе с ним служил белорус, который и пригласил его после демобилизации погостить у себя дома. Побывав в БССР, Мирали понял, что хочет тут остаться жить. Дождался из армии Айладина, «заразил» его своими впечатлениями о небольшой, но уютной республике, и они вдвоем взяли отсюда направление на учебу в Уфимскую спецшколу МВД, с тем, чтобы наверняка вернуться на службу в Беларусь.

О том, почему решили связать свою жизнь с милицией, говорят, что примером для них стал двоюродный брат Байлар, который был значительно старше и получал соответствующее образование, а затем начинал свой милицейский профессиональный путь. К слову, в настоящее время он имеет звание генерал-полковника полиции и является начальником службы охраны Президента Азербайджана Ильхама Алиева.

Начало профессионального пути

IMG_5802.jpg

По распределению братья попали служить в Новогрудский воспитательно-трудовой профилакторий №1, где содержались тунеядцы. В 1988 году он был расформирован, а Гасановы направлены на службу в Лидский уголовный розыск. 

Дойдя до этого места повествования, мужчины стали с благодарностью и уважением рассказывать о тех, кто им на практике помогал осваивать нюансы этой профессии в начале трудового пути и в последующей деятельности. Это Чеслав Белявский, Алексей Позенко, Владимир Фабишевский, Иван Рыбак, Виктор Карпенко, Николай Конюшкевич, Юрий Ганевич…

Поскольку образование, полученное в Уфимской спецшколе МВД, предполагало умение общаться и работать с криминальным контингентом, еще и поддержка коллег, со временем занять свое достойное место на службе братьям не составило труда. Параллельно Мирали окончил Академию милиции и получил должность заместителя начальника отдела уголовного розыска, а Айладин там же служил старшим оперуполномоченным по особо важным делам. К слову, трижды (в 1993, 1994 и 1996 годах) становился лучшим сотрудником в области.  

О резонансных преступлениях

Убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения… Расследовать преступления такого характера, особенно после распада Союза, приходилось немало.

Одним из резонансных дел того периода стало убийство таксистов. В группировку входили двое мужчин и девушка. Она являлась «приманкой» – голосовала на дороге. Вместе с ней в машину садились подельники, накидывали водителю удавку на шею… Автомобиль, деньги забирали, трупы прятали. В результате кропотливой работы милиционеров удалось установить преступников. Девушку и одного мужчину задержали, второй сбежал. Задержанный убийца, понимая предстоящую тяжесть наказания (его ждала исключительная мера), повесился в камере. Спустя пятнадцать лет правосудие настигло и беглеца – его нашли и задержали на территории России.

Еще одним громким делом стало убийство девушки. А дело было так: парень похвастался перед своими товарищами, что его родители собираются покупать машину. Трое «друзей» решили, что им деньги нужнее, хотели пробраться в квартиру, когда хозяев не будет дома. К несчастью, сестра этого парня почувствовала себя плохо, раньше пришла домой, услышала, как открывается дверь, вышла в прихожую и получила более десяти ножевых ранений, от которых скончалась. А денег убийцы так и не нашли, с досады забрали магнитофон. Поскольку все они были несовершеннолетние, получили только по десять лет лишения свободы.

Еще об одном убийстве, о котором рассказали мои собеседники, стало известно как раз в День милиции. Отметить праздник помешало сообщение от граждан, которые в реке Лидейке обнаружили тело молодого мужчины. Эксперт-криминалист сразу сказал, что труп криминальный – размозжена голова. Убитым оказался двадцатиоднолетний лидчанин Иван (имена здесь и далее изменены), который двумя днями ранее ушел из дома на дискотеку в городской Дом культуры. Там возник конфликт с двумя отдыхающими. Выйдя на улицу, подрались, после чего разошлись. Но в тот вечер им суждено было встретиться еще раз. И эта встреча оказалась роковой. Ивана не просто избили, но и камнем разбили голову. Поняв, что натворили, убийцы решили сбросить его в реку в черте города. Но течение тело далеко не унесло, через два дня его нашли прохожие. Вскрытие показало, что молодой человек умер от утопления – когда его сбросили в воду, он был еще жив и ему еще можно было помочь. Одному преступнику было семнадцать, второму – восемнадцать лет. Когда их пришли задерживать, они прятались в шкафу… 

Расследование еще одного убийства позволило раскрыть тридцать восемь краж. А дело было так: в декабре три семнадцатилетних товарища решили отправиться в лес на пикник. Один из них, Андрей, не вернулся. Когда стали опрашивать его друзей, те сказали, что в шестнадцать часов уже были дома, про третьего ничего не знают, тот ушел раньше. Их алиби подтвердили родственники (позже выяснилось, что они ввели следствие в заблуждение). Попав под пристальное внимание сотрудников уголовного розыска, подельники признались в кражах и подробно описали их. Преступления совершали в Лиде, Щучине и Гродно. Позже у одного из них сдали нервы, и он признался в причастности к убийству друга.

Оказывается, тот после пикника просился к ним переночевать, но его не пустили. Андрей обиделся и одному из товарищей дал пощечину. В конце концов ему дали ключи от гаража, чтобы тот переночевал в машине. Все могло бы на этом закончиться, если бы не вспыхнувшая гордость того, кто получил оплеуху. По наущению второго товарища они пошли в гараж, где уже спал Андрей, и один из них  ударил обидчика молотком по голове. Поняв, что тот остался жив, они стали добивать ножом, нанеся одиннадцать ранений и до позвоночника перерезав горло. Труп захоронили недалеко от гаража, выкопав яму прямо на дороге, куда и поместили тело в сидячей позе. Машину, залитую кровью, сожгли. Кстати, к моменту признания убийц, на той дороге уже был положен асфальт. Естественно, его вскрыли, тело эксгумировали.

Много еще случаев вспомнили во время беседы братья Гасановы – неспокойно было в те годы. Не зря их называют лихими 90-ми. Отличительной особенностью того периода были и молодежные группировки, которые формировались по территориальному принципу. Многие лидчане до сих пор помнят их драки «район на район». Впрочем, они вполне могли бы со временем перерасти в более серьезные ОПГ, если бы не были предприняты меры для их ликвидации.

Взаимовыручка и чувство локтя

Надо отметить, что как бы сложно ни было, но ситуацию с преступностью удалось обуздать. 

– Во многом это стало возможным благодаря тому, что над каждым делом сотрудники отдела работали все вместе. По необходимости к нам на усиление приезжали специалисты из Гродненского областного уголовного розыска, которые оказывали неоценимую помощь и советом, и делом, – с благодарностью вспоминает Айладин.

– Такая интенсивная практика также давала свои плоды – накапливался бесценный опыт, который позволял дальше работать более эффективно. А многим позволил сделать хорошую карьеру.  Судите сами: среди бывших сотрудников нашего отдела есть один генерал-майор (нынешний начальник Гомельского УВД Александр Шастайло), восемь полковников, шесть офицеров, которые впоследствии заняли должности начальников райотделов. Нынешний начальник отдела Олег Прозоров начинал еще с нами работать, имеет колоссальный профессиональный опыт, собрал отличную команду, в результате чего наше подразделение числится одним из лучших в республике, – поделился размышлениями Мирали.

Как менялась ситуация

Разгул преступности после распада СССР объяснялся отсутствием четкой законодательной базы. Тогда за убийство можно было получить не более 15 лет лишения свободы. Со временем законодательство ужесточилось, что значительно охладило пыл преступников. Сейчас за убийство предусмотрено до 25 лет, а за особо жестокое – исключительная мера.

Что касается оснащения милиции в девяностые и теперь – никакому сравнению не поддается: «Мало того, что о мобильных телефонах и камерах видеонаблюдения мы могли лишь мечтать, так и транспорта толкового не было: один автомобиль-«копейка», и мотоцикл. Попробуй, догони преступников, которые передвигались на технике, значительно превосходящей нашу», – вспоминает Мирали. 

Так было не только в Лиде – по всей стране. Эту ситуацию отлично понимал Президент молодой Беларуси Александр Лукашенко. Поэтому было уделено самое пристальное внимание совершенствованию материально-технической базы всех структурных подразделений МВД. В результате в настоящее время удается поднимать и раскрывать старые, казавшиеся безнадежными дела – преступников находят не только по ДНК, но даже по запаху.

К сожалению, у нас еще совершаются преступления. Но резонансные – это скорее исключение, а с разгулом бандитских группировок  покончено. Сегодня спокойно можно гулять по вечерним и ночным улицам не только столицы, но и небольших населенных пунктов. Мы к этому привыкли, но иностранцы, приезжающие к нам в гости, не устают восторженно рассказывать о мирной и спокойной Беларуси.

Сыновья курдского народа благодарны Президенту

ЗАХВАТ.jpg

Службу в милиции Айладин оставил в 2003 году в звании подполковника, Мирали – в 2005-м в звании майора, уйдя в запас. Но всегда готовы помочь своим бывшим коллегам, поддерживают связь с сослуживцами. Кстати, один из племянников, Руслан Гасанов, сегодня продолжает дело своих родственников, также служит в Лидском уголовном розыске, иногда обращается к ним за советом.

Несмотря на характерный акцент, от которого за много лет Гасановы так и не избавились, своей второй родиной считают Беларусь. Их примеру последовали еще три брата, которые давно переехали сюда. Все они создали здесь семьи. Сейчас в их лидской династии курдов двадцать один человек.

К слову, их дети, родившиеся и выросшие на белорусской земле, сегодня прославляют нашу страну на международных спортивных аренах – продолжают увлечение своих отцов. Занимаясь борьбой и тяжелой атлетикой, десять Гасановых имеют звание мастера спорта Республики Беларусь, трое – мастера спорта международного класса. Среди них есть и призеры чемпионатов мира и Европы по армрестлингу.

Говорят, что за все время проживания в нашей стране никогда не чувствовали себя чужаками. Всегда встречали взаимопонимание как со стороны белорусов, так и со стороны представителей других национальностей.

– Всегда хожу с поднятой головой. И никуда ни я, ни мои близкие отсюда уезжать не собираемся. В Беларуси нам комфортно и уютно. А еще нравится наблюдать, как развивается и крепнет страна, усиливает свои позиции на международной политической арене. И мы прекрасно понимаем, что эти успехи – прямая заслуга Александра Лукашенко, так что сыновья курдского народа также говорят: «НАДО!», поддерживая его решение баллотироваться на пост Президента в 2025 году, – поделился впечатлениями Мирали.
Елена КОРОЛЕВИЧ

Фото:из открытых источников и архива героев

https://grodnonews.by/

Добавление комментария
CAPTCHA
*