С 1 июля вступила в силу новая редакция Закона «О внешней трудовой миграции»

19 сентября 23 306

F7X8eO86plU.jpg

Беларусь — гостеприимная и дружественная страна, готовая принимать большое количество туристов, нацеленных на колоритный, спокойный и увлекательный отдых. Но не только за отдыхом можно приехать в нашу страну. Соискатели рабочих мест также могут удовлетворить свои потребности.

Изменения в Законе «О внешней трудовой миграции» расширили круг возможностей в данном вопросе. О новациях нормативного правового акта рассказал начальник отделения по гражданству и миграции Вороновского РОВД Сергей Баенский:

— К примеру, сейчас не нужно оформлять специальное разрешение от МВД субъектам хозяйствования на массовое привлечение иностранной рабочей силы (от десяти человек и более). Не придется получать спецразрешение и иностранным гражданам, давно проживающим на территории нашей страны. Теперь, студенты-иностранцы, а их свыше 20 тысяч человек, также в свободное от учебы время могут работать в течение 20 часов в неделю без получения специального разрешения. Более того, выпускник-иностранец в течение года может трудоустроиться по полученной специальности у нас в стране без разрешения.

В число новых субъектов попали спортсмены и тренера, работающие в интересах национальных команд Республики Беларусь и на международных аренах, работники культуры, которые приезжают с концертами в Беларусь. Также субъекты хозяйствования, которые ищут иностранную рабочую силу, как по специальным решениям, так и без них обязаны направлять уведомления о приеме иностранных граждан на работу в органы внутренних дел согласно положению, утвержденному МВД.

— Это касаемо граждан из других стран. Претерпели ли изменения, связанные с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей?

—На основании заключенных договоров и граждане нашей страны были официально трудоустроены в различных странах: в Российской Федерации, Республике Польша, Республике Литва и других.

Одним из нововведений Закона «О трудовой миграции» является определение перечня профессий рабочих, на которые принимаются иностранные граждане или лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь. Всего пять рабочих профессий: водитель автомобиля, слесарь-ремонтник, тракторист-машинист с/х производства, швея и электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. И пять должностей служащих — ветеринарный врач, врач-специалист, инженер, медицинская сестра и медбрат, фельдшер.

В целом, по мнению экспертов, принимавших участие в разработке новой редакции Закона «О внешней трудовой миграции», нормативный правовой акт будет способствовать дальнейшему привлечению иностранной рабочей силы на территорию страны, удовлетворению потребностей экономики Беларуси в трудовых ресурсах, а также повышению конкурентоспособности нашей рабочей силы на внешних рынках труда.

Екатерина ГАЙЖЕВСКАЯ.

 

Обо всех изменениях в Законе Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» можно ознакомиться в материале, предоставленном начальником отделения по гражданству и миграции Вороновского РОВД Сергеем Васильевичем БАЕНСКИМ.

Изменение законодательства в сфере внешней трудовой миграции.

30 декабря 2022 года Главой государства подписан Закон Республики Беларусь №233-3 «Об изменении Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции». Данный Закон излагает в новой редакции Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 №225-3 «О внешней трудовой миграции». Новая редакция Закона о ВТМ содержит ряд важнейших новаций, призванных комплексно усовершенствовать правовое регулирование отношений в сфере внешней трудовой миграции.

Закон вступил в силу с 1 июля 2023 года. В вышеуказанный Закон Республики Беларусь внесены следующие изменения.

Уточнены некоторые термины. Так, понятие внешняя трудовая миграция распространяется также на выезд из Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по гражданско-правовым договорам;

Введены новые термины и их определения («третья сторона», «трудовая деятельность», «члены семьи»).

Дополнен перечень трудящихся-иммигрантов в Республике Беларусь, на которых не распространяется действие главы 4 этого Закона.

К новым субъектам отнесены:

работникам представительств иностранных организаций, командированные для работы в таких представительствах на срок, не превышающий двух месяцев;

профессиональные спортсмены, выступающие за Республику Беларусь на международных спортивных соревнованиях, профессиональные тренеры, осуществляющие спортивную подготовку профессиональных спортсменов (команд спортсменов) и руководство их тренировочной и (или) соревновательной работой; участники, студенческих отрядов;

получающие профессионально-техническое, среднее специальное в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающиеся по трудовым договорам с продолжительностью рабочего времени не более половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленного законодательством о труде;

привлекаемые по профессиям рабочих (должностям служащих), включенным в перечень, указанный в абзаце четвертом статьи 9 этого Закона;

сезонные работники и трудоустраивающиеся по трудовым договорам в сельском хозяйстве на срок не более шести месяцев в календарном году;

творческие работники, работники культуры, технические специалисты, приглашенные государственными организациями культуры Республики Беларусь для реализации культурных проектов.

Наниматели Республики Беларусь, привлекающие для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь трудящихся-иммигрантов, на которых не распространяется действие главы 4 этого Закона, письменно уведомляют подразделения по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов (далее - подразделения по гражданству и миграции) по месту своего нахождения (месту жительства), если иное не предусмотрено законодательными актами, о:

заключении (продлении срока действия) трудового договора с иностранцем - в течение трех рабочих дней с даты его заключения (продления срока действия);

прекращении трудового договора с иностранцем - в течение трех рабочих дней с даты его прекращения.

Установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики

Беларусь, обязаны:

заключать договоры о трудоустройстве только с иностранными нанимателями, использующими труд трудящихся-эмигрантов без привлечения третьей стороны, за исключением

трудоустройства за пределами Республики Беларусь по студенческим программам;

соблюдать лицензионные требования, установленные законодательством о лицензировании; содействовать в разрешении спорных ситуаций между трудяшммися-эмигрантами и иностранными нанимателями;

возмещать трудящимся-эмигрантам плату за. услуги, оказанные в соответствии с договорами о содействии в трудоустройстве, в случае досрочного расторжения трудовых или гражданско-правовых договоров в связи с нарушением иностранными нанимателями законодательства либо условий трудовых или гражданско-правовых договоров с трудящимися-эмигрантами;

представлять на регистрацию в период осуществления деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, в подразделения по гражданству и миграции по месту своего нахождения (месту жительства):

трудовые или гражданско-правовые договоры, заключенные .между трудящимися-эмигрантами и иностранными нанимателями при их содействии; договоры о трудоустройстве.

Уточнены требования к заключаемым трудовым договорам. Статьей 19 также установлено, что трудовой договор заключается в письменной форме на русском и (или) белорусском языках, а при необходимости - на ином языке (языках) по соглашению между трудящимся-эмигрантом и иностранным нанимателем, требований к трудовому договору является обязательным вне зависимости от подлежащего применению к трудовому договору иностранного законодательства.

Урегулированы вопросы трудоустройства за пределами Республики Беларусь несовершеннолетних трудящихся-эмигрантов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию.

В отношении несовершеннолетних трудящихся-эмигрантов, находящихся за пределами Республики Беларусь без родителей (иных законных представителей), осуществляются контроль за условиями их пребывания в государстве трудоустройства, а также защита их прав, свобод и законных интересов. Перечень мер по контролю за условиями пребывания и защите прав, свобод и законных интересов указанных несовершеннолетних трудящихся-эмигрантов, а также порядок реализации таких мер определяются Министерством внутренних дел совместно с Министерством иностранных дел.

В соответствии с внесенными изменениями нормами Закона установлено, что специальное разрешение выдается в отношении иностранца по заявлению нанимателя Республики Беларусь. За получением специального разрешения наниматель Республики Беларусь обращается в подразделение по гражданству и миграции по месту своего нахождения (месту жительства).

Трудящийся-иммигрант может осуществлять трудовую деятельность у нескольких нанимателей Республики Беларусь при наличии у каждого из них соответствующего специального разрешения. Выполнение трудящимся-иммигрантом в свободное от основной работы время иной оплачиваемой работы у того же или другого нанимателя Республики Беларусь либо по профессии рабочего (должности служащего), отличной от указанной в трудовом договоре и специальном разрешении, требует получения отдельного специального разрешения.

Срок действия специального разрешения может быть продлен однократно но заявлению нанимателя Республики Беларусь. После окончания срока действия специального разрешения наниматель Республики Беларусь имеет право обратиться за получением нового специального разрешения. В продлении срока действия специального разрешения может быть отказано по основаниям, предусмотренным этим Законом, а также в случае неуплаты нанимателем Республики Беларусь обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в период осуществления трудящимся-иммигрантом трудовой деятельности,

В случае установления судом факта нарушения нанимателем Республики Беларусь законодательства о труде и удовлетворения исковых требований о восстановлении на работе трудящегося-иммигранта действие ранее выданного специального разрешения восстанавливается на срок, исчисляемый с даты увольнения трудящегося-иммигранта до окончания срока действия специального разрешения.

 

Добавление комментария
CAPTCHA
*