Дорогами Афганистана
Владимир Анатольевич Гальчук уже много лет живет с семьей в Беларуси. А родился он в Казахстане, в селе с громким названием Комсомолец. Повестку в армию получил в 1985 году, аккурат в день рождения — 10 апреля. В этот же день парень узнал, что отправится на службу в Афганистан. Страха не было, вспоминает он: «Мы ехали помогать». Еще в Казахстане восьмидесяти новобранцам выдали форму без отличительных знаков и на поезде отправили к южной границе, где три месяца они проходили подготовку и акклиматизацию. В Афганистан попали пятеро, в их числе и Владимир. Сердце начало биться чаще по дороге к местам военных действий. Местные жители с горечью и сожалением встречали воинское пополнение: «Куда ж вас, молоденьких таких, отправляют... На верную гибель». Осознание того, что любая минута пребывания на афганской земле может стать последней, пришло, когда на глазах Владимира начали гибнуть сослуживцы.
— Кто-то подорвался на мине, кому-то не удалось выйти из-под обстрела. Помнится, как ночью сгорела целая рота от взрывов «наливников» (грузовые машины, перевозящие топливо — прим. авт.). Жалко ребят, жить бы да жить, — всплывают горькие воспоминания у собеседника. — Во время службы наработал огромный опыт в профессии, которую получил еще до армии. В составе колонн довелось перевозить различные грузы: продукты, боеприпасы, полтора года управлял «наливником».
Водители этих автомобилей были практически смертниками. Душманы устраивали настоящую охоту на такие транспортные средства: один выстрел из гранатомета — и машина превращалась в горящий факел. Но бросить ее было нельзя — ценой своей жизни солдаты уводили их с дороги, чтобы другие могли проехать, иначе остановившаяся колонна превращалась в хорошую мишень.
— Кто слышал об Афганистане, знает и о перевале Саланг, с афганского означающий «суровый», — рассказывает Владимир Анатольевич. — Высота, горная дорога, перепады температуры… Если ночью было довольно прохладно, то днем столбик термометра мог преодолевать отметку в 40 градусов. В войну эта магистраль имела стратегическое значение: из СССР через перевал шла львиная доля грузов для наших войск, тысячи тонн грузов для афганцев. По нему проходила дорога, связывающая советский Термез и северные районы Афганистана с центральными провинциями и с Кабулом. В рейсах мы были месяцами.
В памяти бывшего солдата остались боевые товарищи, их геройские поступки, общение с мирным населением:
— Жизнь налаживалась: строились магазины, начинали действовать школы, восстанавливалось сельское хозяйство, люди верили, что война на исходе. Кстати, на службу я приехал в палаточный военный городок, но вскоре были возведены модули. Обеспечение было хорошее, машины новые, в казармах даже кондиционеры были. После демобилизации узнал, что нашу часть в г. Пули-Хумри разбомбили… Это была катастрофа…
В семье Владимира Гальчука он не единственный, кто был участником афганской войны. Брат супруги Павел, двоюродный брат Владимира Виктор, кстати, тоже наш земляк, с честью исполнили интернациональный воинский долг. Слава Богу, все они вернулись домой.
— Вы чувствовали себя героем?— спросила я у собеседника.
— Однозначно нет, — не задумываясь, ответил он. — Хотя меня приглашали в школу, чтобы рассказал о своей службе. Видя глаза школьников, понимал, что никому из них не пожелал бы оказаться там.
На одной из таких школьных встреч молодой человек познакомился с будущей супругой Людмилой. Медаль «За боевые заслуги» Владимиру Анатольевичу вручили во время их свадьбы, в присутствии родных, близких, земляков. И сейчас, спустя много лет, воинские истории отца слушают их двое сыновей — Роман и Артем. К слову, парни служили в мирной Беларуси, а профессию выбрали все же отцовскую — водитель.
Галина ШЛЕМПО.
Фото Сергея ГРИЧИКА и из открытых источников.