Новый проект "Воранаўскай газеты": Радуни — 630
Радунь — второй по величине населенный пункт Вороновского района — в нынешнем году отметит солидный юбилей. В связи с этим событием «ВГ» начинает серию публикаций, посвященную истории юбиляра и известным землякам, так или иначе связанным с городским поселком.
Нам, журналистам районки, привычнее писать летопись современной истории. Хотя всегда интересно узнать о давних событиях, происходящих в вороновском крае. Собирателями, хранителями истории и нашими добрыми помощниками являются руководители школьных музеев. Про Радунь, наверное, никто сегодня больше и достовернее не расскажет, чем Иван Иванович Фесенко, руководитель народного историко-краеведческого музея Радунской средней школы. Более 40 лет он не просто житель этого городского поселка. Учитель истории буквально по крупицам собирает сведения, подтверждения всем историческим фактам на этой территории. Его многолетние труды вылились во множество совместных с учениками научных работ и публикаций в СМИ, в богатые экспозиции музея. Его наблюдений, исследований, документального багажа с лихвой хватит не на одну книгу. Иван Иванович и станет нашим проводником в многовековую историю Радуни.
С научной точностью: 800 или 630?
В книге «Памяць. Воранаўскі раён» говорится, что первое упоминание о Радуни относится к 1217 году — в Monumenta Germaniae Historica («Исторические памятники Германии», или «Монументы Германики»). Тогда населенному пункту уже 800 лет?
— Да, «Монументы Германики» существуют, но в немецких хрониках, скорее всего, говорится не о нашей Радуни, а о местности на территории Польши, — считает Иван Иванович. — На сегодняшний момент только в северной Польше существует около десяти поселений с аналогичным названием. Самая крупная река польского Поморья и озера также имеют похожее название. Часть таких поселений является теонимами, и связаны они с культом бога Рода. В северной Германии, где жили полабские славяне, также существует ряд поселений с названием Радунь. Поэтому более вероятно, что летописная Радунь 1217 года относится к территории современной Германии и связана с агрессией на земли полабских славян немецких рыцарей.
Согласно письменным источникам Радунь Вороновского района известна с 1387 года. В числе земель, подаренных Скиргайло королем Ягайло, был и город Родынь (сегодня — Радунь) со всеми службами и всем доходом, — с научной точностью утверждает наш консультант, ссылаясь на ксерокопию грамоты 1387г., которая хранится в экспозиции школьного музея. — Хотя археологические материалы, другие источники дают основания утверждать, что Радунь берет свою историю гораздо раньше, чем в 1217 году. Это был культовый центр как восточных, так и западных славян, потому что и те, и другие поклонялись языческому богу Роду, считавшегося создателем всего живого на земле. Кстати, в школьном музее валунов есть уникальные экспонаты, которые мы нашли в окрестностях Радунского городища. Например, камень, который с одной стороны — камень-следовик, а с другой — с изображением лица человека, что, возможно, свидетельствует о культе предков и почитании бога Рода.
Еще в одном документе, где упомянута Радунь, крестоносцы характеризуют пути, по которым они продвигались на Восток. Отмечается, что дорога в этой местности очень хорошая, много поселений. Чужестранцев впечатляет, что здесь очень хорошо ведется сельское хозяйство. Они сравнивают его с хозяйством прусских земель.
Что в имени твоем?
Автор топонимического словаря В.А. Жучкевич говорит о том, что название нынешнего городского поселка Радунь имеет славянское происхождение с разными смысловыми значениями: «радеть» — заботиться, «радиться» — советоваться, радоваться. Но, вероятнее всего, от реки Радунька.
В названии Радунь, по мнению доктора филологических наук, профессора А.Ф. Рогалева, ощутимы мифологические представления наших предков. В этом месте люди восславляли жизнь и выражали благодарность праотцам, отмечая древний языческий праздник Радуницу. Этого мнения придерживается и собиратель русского фольклора И.П. Сахаров. У западных балтов (литвинов) святой областью в языческой религии являлась территория на реке Радунь (ныне Радунька), что текла в княжестве Дайнова, и до реки Вилия. Именно в этом месте у наших предков считался «центр сбора усопших душ», там было сосредоточение всего магического и упокойного, обитель богов. Кстати, недалеко от Радуни, на Вилии, тоже святом месте, наши предки и основали Вильно. Вполне возможно, что праздник Радуница имеет свое имя от этой реки, священной для наших предков. Во всяком случае, именно туда почему-то увозили хоронить князей ВКЛ. Это было святое место для захоронений знати, о чем написано во многих летописях.
Галина ШЛЕМПО.
Фото Олега БЕЛЬСКОГО.
Продолжение следует.