А в памяти место, где кончаются рельсы…

Страницы истории 07 августа 15 2353


Юбилей… Кому-то это событие приносит радость шумного празднования, кому-то горечь разочарования от того, что время так быстротечно. А для Марии Станиславовны Пальчис из аг. Мисевичи это лишний повод вспомнить в кругу семьи историю ее жизни, в хронографии которой запечатлены важные исторические события.

Мария Станиславовна была восьмым ребенком в семье офицера Станислава Фомича Вашкевича. До революции 1917 года их семья жила в Москве, четверо детей родилось именно там. В связи с преследованиями офицеров царской армии пришлось вернуться на родину в Беларусь на территорию нынешнего Мисевичского сельсовета. В сельской местности, где преобладали поляки, на образованных, городских и самое главное говорящих на чистом русском языке смотрели с опаской и недоверием. Но вскоре глава семьи снискал авторитет у односельчан, и его назначили «войтом» (председатель сельсовета), на территории трех теперешних сельских Советов. За время его руководства были построены две школы в Кросновцах и Новосадах, проложена брусчатка к Заболоти, отработаны система налоговых сборов и управления в деревнях. Одним словом, чувствовалась рука грамотного хозяина.

За это время в семье Вашкевичей родилось еще четверо деток, построили большой дом, обжились, завели хозяйство, старшие дочери вышли замуж, а двое сыновей уже работали в местном колхозе. Но осень 1939 года разрушила все планы и надежды… Однажды в дом постучали и велели собирать вещи. «Куда? В сельский Совет?» — спросила мама Мария Августиновна, прижимая к себе младших детей. «В Сибирь!» — отчеканил приговор «для семьи врага народа» нквдэшник.

Мать и четверых детей отвезли на железнодорожную станцию в Лиду, где, как и других арестованных, погрузили в вагоны для скота. Плач, стоны, мольба и страшная жажда: пить не давали несколько дней. Моей героине, в то время одиннадцатилетней девочке, помнится это событие по-детски. Через щель в стене вагона она с восторгом наблюдала за мелькавшими большими зданиями городов, заводами с высоченными башнями и красивыми пейзажами. Состав, в котором ехали Вашкевичи, к счастью, не настигла бомбежка, а вот следовавший вслед за ними разгромили. Дорога в Сибирь — длиной не в одну тысячу километров, конечная остановка была там, где кончаются рельсы — в Абакане.



Скитаясь в поисках приюта, Вашкевичи поселились в землянке таких же арестантов. В одном помещении две женщины, четверо детей-подростков и больной туберкулезом мужчина. Работали все, кроме больного и младшенькой Марии. Девочка не видела родных всю неделю, пока те были на работах в колхозе. Питалась, чем придется, иногда собирала по полям гнилой картофель, дров для обогрева не было, поэтому научилась разжигать костер на конских экскрементах. Повсюду был страшный голод, нищета и эпидемия. Положение улучшилось, когда в июле 1941 года было подписано соглашение «Майского-Сикорского». Арестантам разрешили открепляться от колхоза и искать работу в городах, стала поступать гуманитарная помощь от союзников, США и Англии: одежда, еда, лекарства. В 1943 году двух братьев призвали на фронт: один служил в артиллерии, другой — связистом в пехоте. После службы они переехали в Польшу (где и остались жить до последних своих дней). В 1945-м Марии Августиновне и детям, наконец, дошел вызов от мужа. 20 мая, после долгой разлуки, намечалась встреча родных в их доме в деревне Петровка (теперь в составе Мисевичского с/С), но главу семейства и двух братьев Марии Станиславовны в тот же день арестовывают за связь с польскими партизанами. Опять семью разлучили на 10 лет. Все имущество, которое осталось, пришлось продать — необходимо было еженедельно отправлять посылки в тюрьму. Но Вашкевичей не удалось сломить. Почему? Может, Бог помогал, любовь и надежда не угасали, а, может, жизненная закалка военного времени помогла. Да и односельчане не оставались в стороне — в памяти были добрые дела Станислава Вашкевича. В 50-х годах сосланные члены семьи подали документы на реабилитацию, ответ получили положительный.

По возвращению отца Мария Станиславовна вышла замуж за местного парня Станислава Пальчиса, с которым счастливы были больше полувека. Оставив за плечами тяжелую, полную испытаний судьбу, сегодня сердце Марии Станиславовны радуют четверо детей, восемь внуков и семь правнуков. Сыновья и дочери толковыми людьми стали, уважают их. Старший Ян — председатель Зельвенского райисполкома, Александр трудится на мебельной фабрике в Лиде, Дочь Кристина — главным бухгалтером в Вороновском ПМС, а самая младшая Валентина, рядом с которой живет пожилая женщина, — заведующая почтовым отделением в Мисевичах. Несмотря на занятость и житейские хлопоты, семейство Пальчисов дружно собирается в праздники за одним столом. «Семья — это главное!» — всегда твердила детям моя героиня, рассказывая свою жизненную историю. По традиции юбилей родной и любимой мамочки будут праздновать в старом родительском доме, потому что там по-особому тепло и душевно. Поздравляем Марию Станиславовну Пальчис с 85-летием и желаем ей прожить до ста лет в хорошем здоровье и заботе родных людей.

Галина ШЛЕМПО.

На снимках: М. Пальчис в наши дни; родители героини.

Фото автора и из архива Марии ПАЛЬЧИС.
Добавление комментария
CAPTCHA
*