Продано в Китай! Как Беларусь наращивает экспортные поставки в Поднебесную и какой вклад в это вносят гродненские предприятия
Главной составляющей в отношениях двух стран является торговля товарами.
Переориентация экспорта с рынков стран Запада и Украины на рынки дружественных стран, в первую очередь России и Китая, – одна из ключевых задач, которую ставит правительство Беларуси перед производителями.Азиатский рынок для белорусов давно не новинка – Китайская Народная Республика занимает видное место во внешнеторговом обороте Беларуси. И это взаимодействие только растет.
Больше экспорт – больше прибыль
Главной составляющей в торгово-экономических отношениях двух стран является торговля товарами. Внешнеторговый оборот товаров между Беларусью и КНР демонстрирует уверенный рост уже несколько лет подряд. В числе регионов, сумевших внести свой весомый вклад в этот процесс, – Гродненщина.За шесть месяцев этого года предприятия холдинга «Гродномясомолпром» поставили в Китай продукции больше чем на 39 миллионов долларов. Это на 50 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Как отметил начальник отдела маркетинга ОАО «Управляющая компания холдинга «Гродномясомолпром» Алексей Триденежкин, сотрудничество с Китайской Народной Республикой является важным и значимым для предприятий холдинга и с каждым годом расширяется.
– Только за 5 месяцев этого года предприятия холдинга отгрузили порядка 8,3 тысячи тонн продукции в КНР. К аналогичному периоду прошлого года темп роста составил 179,7 процента, – рассказал Алексей Триденежкин. – Среди молочных производителей лидером по экспорту в Китай выступает Волковысское ОАО «Беллакт». С января по июнь предприятие поставило продукцию на сумму порядка 2,9 миллиона долларов. Достойные цифры демонстрирует ОАО «Молочный Мир»: за аналогичный период экспортировано товара на сумму порядка 1,6 миллиона долларов. Что касается мясоперерабатывающих предприятий холдинга, то свою продукцию в КНР поставляют Гродненский, Волковысский и Слонимский мясокомбинаты, агрокомбинат «Скидельский». Безусловным лидером в торговле с Китаем выступает ОАО «Гродненский мясокомбинат». За последние полгода предприятие экспортировало продукции на сумму порядка 15 миллионов долларов.
50 процентов экспорта – в Китай
Продвижение продовольствия на рынке Китая имеет свою специфику: прежде чем наладить торговлю, приходится проходить сложный путь по сертификации, что, не будем лукавить, под силу не каждому производителю. Гродненский мясокомбинат одним из первых в стране успешно прошел аттестацию и начал экспортировать в Китай мясную продукцию.По словам генерального директора ОАО «Гродненский мясокомбинат» Олега Иванова, впервые продукция предприятия отправилась в Поднебесную в 2020 году и с тех пор поставки ни разу не прерывались, несмотря ни на какие трудности.
– И в этом большая заслуга нашего Главы государства, он не раз обсуждал вопросы сотрудничества с китайским лидером Си Цзиньпином, на его уровне прошел ряд деловых встреч с нашими партнерами, благодаря чему были достигнуты определенные договоренности, которые позволяют нам развивать товарооборот с Китаем, – отметил Олег Иванов.
По словам гендиректора, еще три года назад экспортный портфель предприятия на 95 процентов был направлен на Россию, на все остальные страны приходились оставшиеся 5 процентов. Однако благодаря выходу на азиатский рынок ситуацию удалось сбалансировать, сейчас в Россию поставляется ровно половина от экспортируемой продукции. Остальные 50 процентов продают в другие страны, в том числе Китай.
– Из года в год мы все больше расширяем наше сотрудничество с Китайской Народной Республикой. В прошлом году, например, успешно провели переговоры с нашими партнерами, и в результате уже сегодня в Китае открыто несколько фирменных магазинов под брендом «Гродненский мясокомбинат». Кроме того, благодаря нашему сотрудничеству и поддержке Банка развития мы были вовлечены в программу экспортного кредитования и буквально на прошлой неделе получили кредит под льготную ставку от Банка развития, который будет способствовать в том числе экспорту с Китаем, – отметил Олег Иванов.
Планы еще больше
Олег Иванов поделился: перед предприятием стоит задача до конца года нарастить объем экспорта в Поднебесную до 100 миллионов долларов. Гродненский мясокомбинат планирует расширить перечень поставляемых в Китай товаров и продолжает работу по сертификации продукции: говяжьих субпродуктов, колбасных изделий и охлажденной говядины. Это, в свою очередь, дает повод говорить о переориентации логистики. Охлажденное мясо, в отличие от замороженного, нуждается в более быстрой транспортировке, а потому руководство мясокомбината в перспективе рассматривает доставку своей продукции в Китай прямо из гродненского аэропорта.Сегодня, к слову, продукция мясокомбината поставляется в Китай преимущественно по железной дороге – через Россию, Монголию и Казахстан. Доставка экспортных грузов поездом в среднем занимает от 12 до 16 дней.
В основе сотрудничества – уважение и искренность
По мнению аналитика Белорусского института стратегических исследований Сергея Вергейчика, в условиях санкционного давления со стороны коллективного Запада двустороннее сотрудничество между Беларусью и Китаем будет только укрепляться. Ведь в его основе лежат взаимное уважение, искренность и заинтересованность в решении вопросов социального развития, где на первом месте стоят интересы людей.– Примеров, когда в нелегкие времена Беларусь и Китай оказывали друг другу взаимную поддержку, множество. Так было и в годы борьбы против фашизма и милитаризма, и в годы послевоенного восстановления. Столкнувшись с новой, еще основательно не изученной эпидемией COVID-19, и Беларусь, и Китай выделили свои ресурсы для оказания братской помощи друг другу. В этом и заключается суть «всепогодного партнерства» в отношениях между нашими двумя странами, – считает Сергей Вергейчик.
Основу экспорта в Китай долгие годы составляет белорусский калий. Но в последние годы наблюдается устойчивая тенденция изменения структуры белорусского экспорта в КНР со снижением доли калийной доминанты. Этому способствует ряд факторов, в том числе получение белорусскими производителями сельхозпродукции и продуктов питания доступа на рынок КНР, совершенствование системы поддержки экспорта, а также повышение деловой активности самих субъектов хозяйствования.
– Все это в комплексе позволило существенно диверсифицировать наш экспорт в Китай. Ежегодно наращиваются поставки такой несырьевой продукции, как мясо крупного рогатого скота, мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, молоко и сливки. Также необходимо отметить и рост экспорта продукции деревообработки – лесоматериалов и древесной целлюлозы, – отметил Сергей Вергейчик.
Резонансными в последние дни стали открытие Национального павильона Беларуси на крупнейших в КНР электронных площадках, а также заключение первой сделки на Белорусской универсальной товарной бирже по реализации сухого обезжиренного молока в Китай. Эти события символизируют не только расширение ассортимента, но и применение современных инструментов, инновационных моделей в международной торговле.
Белорусские «молочные реки» в Поднебесной
Говоря о перспективах сотрудничества двух государств, аналитик отметил, что санкционная политика коллективного Запада вынуждает разрабатывать действенные и эффективные механизмы транспортно-логистического и финансового взаимодействия для предотвращения негативных последствий.– Уверен, что бизнес при соответствующей поддержке сможет адаптироваться и к условиям западного санкционного давления. Ситуация в мире меняется стремительно. Но она так же стремительно меняется и у конкурентов, у которых отмечается резкий рост стоимости сырья и энергоресурсов, там также нарушены сформированные годами цепочки поставок, – отметил Сергей Вергейчик.
Он также привел в пример работу индустриального парка «Великий камень», где созданы комфортные преференциальные условия для открытия производств и выхода с продукцией на внутренний и зарубежный рынки. Привлекательные условия также созданы в СЭЗ во всех регионах Беларуси.
– Уверен, в ближайшее время будет расширение сфер сотрудничества, появятся новые экспортные товары, которые будут востребованы на китайском рынке. Вспомните, еще несколько лет назад мало кто верил, что белорусские «молочные реки» смогут достигнуть берегов Поднебесной. Беларусь обладает сильным экспортным потенциалом также и в других сферах. Возможно, ставшие уже привычными для нашего покупателя бренды белорусской легкой промышленности также будут востребованы у китайских партнеров, – считает эксперт. – В целом возможности китайского рынка безграничны, но там сохраняется жесткая конкуренция и в ряде сфер он остается закрытым. Без локализации и учета местной специфики там не обойтись.
Анжелика Дудко
Фото:из открытых источников