Сенатор Анатолий Гришук о слагаемых деловой инициативы
– Анатолий Георгиевич, что нужно сегодня предприятию, чтобы достойно конкурировать с крупнейшими производителями и, следовательно, завоевывать прочные позиции на российском рынке?
– Присутствие нашего предприятия на российском рынке давнее и прочное, – рассказал Анатолий Георгиевич. – Когда его попытались ограничить, мы сумели доказать «Россельхознадзору» необоснованность претензий, продемонстрировав большой запас прочности и безопасности производства. Сегодня в соседнюю страну отправляем до пятисот тонн говядины и трехсот тонн колбасных изделий в месяц. Качество гродненской продукции подтверждается в первую очередь большим покупательским спросом. Кому из белорусов довелось бывать в России и общаться с россиянами, тот о популярности там гродненской марки знает не понаслышке.
Естественно, приятно, что имидж нашего предприятия как честного и высокопрофессионального производителя подтвердила и недавняя Международная выставка «Продэкспо-2017». За два дня ее работы ко мне с предложениями о сотрудничестве обратились представители более двух десятков фирм, которые раньше не числились среди наших партнеров. Примечательно, что россияне не только хотят торговать продукцией нашего предприятия, но и проявляют интерес к туристическим объектам. Много желающих побывать в агротуристическом комплексе «Гарадзенскі маёнтак «Каробчыцы».
Конкуренция сегодня высокая, причем даже на отечественном рынке, а тем более на российском. Огромное значение имеет ценовой вопрос. Сегодня цены на белорусскую продукцию оптимальные, но в перспективе надо снижать затраты. На этом я, кстати, особо акцентировал внимание, выступая на недавней сессии областного Совета депутатов. В частности, привел такой пример: свинину в Белгородской области нам предлагают на порядок дешевле, чем наши отечественные производители. Только благодаря современным технологиям переработки нам удается выдерживать конкурентоспособную цену готовой продукции.
– Ваш многолетний опыт как руководителя, ваше видение решения экономических вопросов, несомненно, будут востребованы в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь, где вы входите в комиссию по экономике, бюджету и финансам. Какие вопросы на повестке дня у сенаторов?
– Первоочередной задачей в законотворческом процессе является обновление норм для раскрепощения деловой инициативы. Ряд вопросов, которые предстоит рассмотреть парламенту, направлены на обеспечение формирования эффективной законодательной базы, преемственности и предсказуемости правового регулирования. На повестке дня будет ряд законопроектов, завязанных непосредственно на экономической сфере. В частности, «О промышленной политике», «Об инвестициях» и другие.
Кстати, после московской выставки я сразу поехал в Могилев, где проходило заседание нашей комиссии. На повестке дня была острая тема – банкротства и санации убыточных предприятий.
– И какое ваше мнение по этому поводу услышали коллеги по сенаторскому корпусу?
– Надо смелее подходить к этим процедурам, шире использовать институт менеджеров по финансовому оздоровлению предприятий. Не нужно бояться, такая практика есть во всем мире. Но должна быть выработана четкая система, в том числе и с учетом зарубежного опыта.
Председатель Совета Республики Михаил Владимирович Мясникович попросил внести предложения по ряду экономических вопросов. Но прежде чем сделаю это, посоветуюсь с коллегами-руководителями. В ближайшее время проведем заседание областного союза нанимателей, который я много лет возглавляю. Хотя мы уже не раз обсуждали злободневные вопросы. Наши мысли созвучны сказанному Главой государства в ходе «Большого разговора с Президентом». Один из самых актуальных вопросов для нашей экономики – необходимость внедрения эффективных методов управления. Абсолютно верно поставлены задачи сокращения количества проверок, раскрепощения инициативы и в то же время повышения ответственности руководителей всех уровней.
Президент обозначил предельно простую формулу: «заработные платы и пенсии могут быть увеличены только тогда, когда мы произведем больше, качественно и продадим по более высокой цене». Это задача для всех руководителей, для каждого из нас. Хотим жить богаче – надо лучше работать, повышать производительность труда и больше зарабатывать на экспорте.
На мой взгляд, нужно всемерно поощрять инициативу, особенно тех, кто глубоко мыслит, не боится рисковать. Возможно, из-за того, что в свое время этого не сделали, у нас медленно создаются новые производства. Крупным производителям не нужно бояться конкуренции, противиться выходу на рынок новых инициативных игроков.
– У вас сегодня такая огромная общественная нагрузка, но при этом и внимание предприятию требуется постоянное. Как удается везде успевать?
– Помогает то, что на комбинате сложился действительно коллектив единомышленников, у директора есть надежная опора в лице заместителей и руководителей подразделений. Мне импонирует инициативная молодежь, и мы всемерно поощряем ее целеустремленность. Только так можно подготовить крепких производственников, будущих руководителей. Но надо сказать, что и деятельность как сенатора, и работа в общественных организациях помогает мне свежим взглядом посмотреть на, казалось бы, четко отлаженную систему на своем предприятии.
– Не так давно на Гродненском мясокомбинате ощутимо расширили производство, введя в строй новый цех. Вопросы с рынком сбыта решаются?
– Не без гордости скажу, что новый цех мы ввели в строй на полгода раньше намеченного срока и на три месяца раньше планируемого вышли на проектную мощность – 500 тонн ежемесячно. Зимой, как правило, покупательский спрос падает, но уже с апреля планируем снова выйти на полную мощность. Сегодня работаем над расширением рынка, и участие в выставке «Продэкспо-2017» – один из шагов в этом направлении.
– На Международном конкурсе «Лучший продукт-2017», проходившем в рамках «Продэкспо-2017», золотые медали завоевали ветчина «Пармская новая» и колбаса «Мясной каприз люкс». А какой продукции предприятия отдает предпочтение генеральный директор?
– Не могу назвать какой-то продукт своим «любимчиком». Одно скажу твердо – качество и безопасность Гродненский мясокомбинат гарантирует. Не только продукты-медалисты, но и другую продукцию, например, окорок «Гродненский особый», стоит попробовать и оценить каждому покупателю. Отличный вкус и у нашей «классики». С учетом покупательской способности населения производим продукцию в разном ценовом сегменте. Но ни в коем разе не надо опасаться пищевых добавок – их использование по госту и под строжайшим контролем. Кстати, японцы первыми в мире стали использовать пищевые добавки, активно это делают сейчас, и при этом средняя продолжительность жизни населения превышает 90 лет. Просто потребителю надо выбирать продукцию проверенного производителя. А главный секрет здорового долголетия – в образе жизни.
– Вы говорили об интересе за рубежом к комплексу в Коробчицах. Какие планы у предприятия по этому объекту?
– Это наш имидж-проект, и мне кажется, довольно успешный. Конечно, трудно обеспечить его безубыточную работу при таком объеме благотворительных мероприятий, которые там проводятся. В том числе развлекательные программы для детей, приемы для ветеранов войны, праздники для многодетных семей. Благотворительность – дело чести каждого трудового коллектива, тем более крупного. Тем не менее планы по Коробчицам у нас есть. Выделено два гектара земли, на которой будет дендропарк. Проект рассчитан на несколько лет, но начало уже положено.
Что касается туристического интереса, то он вырос с введением безвизового въезда. Особенно приятно, что почти каждая из уже заявленных групп иностранцев высказывает интерес к Партизанскому лагерю. В марте планируем собрать в Коробчицах представителей всех туристических фирм, чтобы еще раз продемонстрировать наши возможности. Как и в экономической сфере, здесь также важно продвижение на рынке, в данном случае туристических услуг.