Единственный в Беларуси штатный смотритель городских часов живет в Гродно
Не обратить внимания на башенные часы гродненского Фарного костела сложно – эти «ходики» всегда напомнят о себе громким мелодичным перезвоном, а удивительной историей об их возрождении обязательно поделятся экскурсоводы и местные жители. Высота золоченых римских цифр на круглых циферблатах башенных часов – 33 см. Длина часовой стрелки 100 см, минутной – 115 см. Каждый циферблат в диаметре составляет 2,5 метра. Для монтажа часов на костельную башню в 1989 году пришлось заказать кран со стрелой в 70 метров. За точность времени здесь с весны 1989 года отвечает Иосиф Ясюкевич.
Уникальная запись в его трудовой книжке появилась сразу после того, как механизм, молчавший десятилетиями, получил новую жизнь в результате длительной реставрации. С тех пор хранитель времени не ходит в отпуск и не покидает надолго родной город – кто же будет следить за ходом золоченых стрелок? Иосиф Михайлович с детства мечтал стать часовщиком: пытался самостоятельно чинить неисправные механизмы, собирал и разбирал будильники. Поэтому над выбором профессиональной стези долго не раздумывал – поступил в училище бытового обслуживания населения, выдержав конкурс в 10 человек на место. В конце 1980-х Иосиф Ясюкевич оказался в числе энтузиастов, которые по вечерам пытались реанимировать в цехах завода карданных валов старинный механизм часов Фарного костела. Известно, что свое место в правой башне храма куранты заняли в 1725 году, до этого они украшали городскую ратушу. Часы исправно работали до Первой мировой войны, а потом, всеми забытые, ржавели в звоннице собора. Гродненским специалистам удалось восстановить испорченные, истертые или недостающие шестерни, храповики, рычаги и приводы в соответствии с историческими образцами, выковать стрелки и цифры, вернуть оригинальную круглую форму циферблатам. Долгое время считалось, что этот часовой механизм создан в XVII веке, но в середине 1990-х годов после очередного скрупулезного исследования историки установили, что наш хронометр вполне может претендовать на статус старейшего в Европе, потеснив известные пражские куранты с движущимися фигурками, аутентичную «начинку» которых полностью заменила современная. О том, что гродненские часы изготовлены в конце XV столетия, говорили и реставраторы из Эрмитажа.
Вход к часам находится за запертой дверью внутри костела. Вслед за своим проводником я смело ступаю в полумрак узкой башни. По крутой винтовой лестнице приходится буквально кружить. Чем выше мы поднимаемся к куполу, тем отчетливее слышно размеренное тиканье. На одном из ярусов – деревянное сооружение. В нем-то и скрыто сердце старейших часов Европы. В свете тусклой лампочки открывается дивная картина. Блестящая от масла массивная конструкция из шестеренок, лопастей, тросов, рукояток живет своей особенной жизнью. «Тик-так», – размеренно отсчитывает минутки двухметровый маятник. Иосиф Михайлович, не торопясь, смазывает все эти «железяки» и заводит «ходики» с помощью гирь из металлических шайб: одна из них весом в 70 кг отвечает за ход часов, другая весит 160 кг и приводит в движение механизм боя. Смотритель быстро вертит одну из рукояток – поднимает груз полегче на высоту 15 метров. Теперь в течение 36 часов он будет потихоньку опускаться в шахту, приводя в движение ходовое колесо. Часы достаточно заводить раз в два дня. Иосиф Ясюкевич признается, что до недавнего времени ему приходилось вручную накручивать и механизм боя. Теперь же он компьютеризирован. Воспользовавшись предложением завести куранты, я хорошо прочувствовала, каково это – ежедневно поднимать 160 кг на высоту пятиэтажки. А тем временем истертые ступени в башне ведут дальше. Но стоило мне увидеть в небольшом круглом окошке город, уменьшенный до размеров макета, – все, предательскую дрожь в коленках больше не унять. Хватаясь покрепче за перила и кирпичные сводчатые стены, карабкаюсь еще на один ярус вверх. Здесь работает механизм, вращающий стрелки на трех циферблатах по разным сторонам звонницы. Отсюда по деревянной приставной лестнице осторожно поднимаюсь в небольшой люк и вижу 3 часовых колокола. Самый большой отбивает часы, два поменьше – каждую четверть часа. Выше уже нельзя – над головой только костельный флюгер-ангелок, зато позади – 132 ступеньки, поднявшие меня почти на 60 метров к небу.
Смотритель рассказывает, что старинный механизм может немножко «грешить» в зависимости от погоды: холодает – часы спешат, становится жарко – отстают. Он живет неподалеку от «работы», поэтому внимательно следит за ходом стрелок, чтобы в любой момент их отрегулировать. Поделился наш герой и любопытными фактами. Оказывается, несколько раз городские часы останавливали специально, например, в день смерти известной писательницы Элизы Ожешко, а позже – председателя Гродненского облисполкома Александра Дубко.
Отдыхает от суеты будней и заряжается энергией Иосиф Ясюкевич в звоннице. Улыбаясь, он признается, что живет своей работой и верой в Бога – это дает силы и здоровье.
http://belchas.by/