Владимир МАМОНТОВ: «Журналист должен быть любознательным всю жизнь»

Принёманский регион 22 декабря 16 1352
7beb53e3ae66889e1560291c23c96f64

Главный редактор «Известий» и «Комсомольской правды» в прошлом, а ныне генеральный директор радиостанции «Говорит Москва» поделился мнением, что в будущем ждет бумажные СМИ, кому в журналистике не место и как оградить детей от пагубного влияния интернета…


Недавно известный медиаэксперт побывал в Гродно. Здесь в рамках международного медиаклуба «Format А3» прошли встречи с журналистами региона и студентами ГрГУ имени Янки Купалы, выбравшими в качестве будущей профессии журналистику. Мы попытаемся передать самое интересное, озвученное нашим гостем.


Владимир Константинович, вам как одному из создателей пятничной «толстушки» «КП», выходившей на постсоветском пространстве многомиллионным тиражом, безусловно, известны слагаемые коммерчески успешного проекта, поделитесь…


– Это были времена серьезного переустройства в газетах. «Комсомолка», кстати, имела 25-миллионные тиражи, за что была включена в Книгу рекордов Гиннесса. Каждый для себя решал вопрос: «Как выжить?», поэтому шли методом проб и ошибок… Одно мы усвоили прочно: наш читатель хочет, чтобы ему помогали, его понимали, что мы и делали, именно поэтому могли утверждать с гордостью: «Мы – народная газета». Быть таковой нам помогали разные средства: от социологических исследований до нормальной журналистской чуйки (мол, перекормили этой темой читателя, нужно завязывать). Плюс мы никогда не порывали обратную связь.


Важно всегда помнить: люди пишут, потому как хотят быть понятыми. А мы, в свою очередь, помогаем им в этом. В газете всегда есть маячки: и про политику, и про общество, и про культуру – всегда найдется интересующая страничка, даже если она кулинарная, мы тоже рады! И при этом читатель видит, что к нему относятся с уважением. Мы даем понять: «Читатель, ты все поймешь, даже если это «космос», – мы расскажем тебе понятным языком и по-житейски просто».

ea856cf9cb6819fb335f7e868c66272b

Какими качествами должен обладать успешный журналист?  


– Я склонен придерживаться той точки зрения, что журналист спокойный, степенный, холодный – это блюдо сегодня устарело и ни в одном «ресторане» его не продашь. Другое дело, если он горячий, яркий, интересный, полемический – вот такое читают! Самые главные качества журналиста – это любознательность и любовь к жизни. Унылый, мрачный журналист, у которого вокруг все плохо, мизантроп, которому ничего не интересно и он заранее все знает, – гнать его надо! В профессии он быть не может, поскольку создает неправильную картинку. Лучше пусть будет ошибочное мнение (ты ошибешься и потом поправишься), чем холодная, отстраненная журналистика. Если человек заставляет отбрасывать свои эмоциональные оценки и специально стремится к тому, чтобы остался только костяк какой-то новости, – это никому не нужно. Скелет хорош в кабинете биологии, а в жизни лучше с мясом, с человеческими эмоциями и своей точкой зрения.


Как соблюсти баланс интересов: привлекая новых пользователей на сайт издания, не потерять при этом подписчика бумажной версии?


– Очень правильный вопрос, но с течением времени по-разному надо отвечать. Смотрите, вы создали сайт и боитесь, что новость поставите на сайт, а завтра она будет не нужна в газете, ее уже прочитали. У нас тоже были такие опасения. Но рынок новостей сегодня устроен так, что если вы немедленно не поставите новость на сайт, завтра она устареет. С точки зрения новостной политики – бороться, как мне кажется, за оперативность и стремление быть самым быстрым новостным сайтом в округе, а может, и в мире. Вот это важно! Когда мне рассказывают истории о том, что вы, мол, сейчас подорвете бумажную версию, она будет в дальнейшем все схлопываться, вы обнаружите, что эта логика не работает.

4b4e319c54ae533269ce2351108e348d

Ваше мнение: что ждет бумажные СМИ, не переориентировавшиеся на интернет?


– Жизнь покажет, но с точки зрения происходящего сегодня, стало ясно, что основной поток новостей идет и воспринимается мимо бумаги, а на нее продолжают тратиться огромные деньги. Самые продвинутые и рыночно-ориентированные медиа-менеджеры, поняв это, уходят от бумаги в интернет, радио (зная, что там скорость продвижения и потребления информации гораздо выше). Для чего это делают? Для сокращения издержек. И это происходит в тех случаях, когда бумага либо перестала приносить рекламные доходы, либо резко сократилась. Поэтому решение каждый принимает для себя самостоятельно.


То есть ставка на интернет-версию беспроигрышна?


– Если у вас есть уникальные каналы региональной информации, то постоянное опережение конкурентов приведет к повышению вашего цитирования, а это, в свою очередь, приведет новых рекламодателей. Новость надо как можно быстрее выдавать. Борьбу за новости (даже если она ведется на любых трех квадратных сантиментах) никто не отменял. У себя, например, на радиостанции мы за новость боремся, и индекс цитирования у нас первый в Москве, притом, что нам всего три года.


Ваш новый проект «Разумный интернет» – в чем его суть?


– Проект кириллической доменной зоны, на которой можно прописаться с адресами «.ДЕТИ», «.МОСКВА», «.РУС» – это своеобразная площадка для сайтов, гарантирующая пользователям, что их контент не идет в разрез с законом. Проблема нынешнего интернета – в его доступности. Особенно это актуально для детей. Ограничить доступ к ненужной для них информации главным образом должны родители. Задача нашей доменной зоны – гарантировать пользователям общеобразовательный, развлекательный, воспитательный контент для их детей: все, что ребенку знать до 18 лет не положено, не найдет себе места в этой зоне.   


И напоследок, дайте три совета, как жить с удовольствием?


– Для этого нужно определить для себя, что такое настоящее удовольствие, в чем оно? Надо, чтобы твое жизненное ощущение было подлинным. Что для этого надо делать? Я не очень знаю, но каждому свое. Второе – культивировать любознательность. Журналист должен это делать всю свою жизнь. И, наконец, третье – любить людей.

6829c3da9acda4cc5244b1dbb67adb85

ff35d3e3d95883072591f84ba3624507 ebc44d812a5c607149fe76458c543369 e3e56f309db763cdf5bc57a6ea55aeaa dea2cb23497f876e1174c4fb54adff65 d69c7d862140ee6b857ac4a095e6170b d1e669575f1056f79516242d4fd2968f c9c61613a359b82794ab3ee59990b983 b0bc121f719d106871484f0b8c679e6e aa203b75db9c6979f4fec624af387635 55e1bab8ca51c21efeca689037c7c074 36eef0c81eabd0e25d71ebcc5de1e90f 5efbf9a8ece4684240f98ad25f9929b5 1d3a292d03d26e747f0bd81fa42c8e84
Фото Михаила ИСАЧЕНКО

Ольга АНУФРИЕВА

Добавление комментария
CAPTCHA
*