Крылатые бойцы. Как лидские летчики отрабатывают внештатные ситуации в воздухе, осваивают новые самолеты и растят достойную смену
История части началась в 1941 году на подмосковных аэродромах.
В третье воскресенье августа в нашей стране отмечается День Военно-воздушных сил. Готовится встретить праздник Лидская 116-я штурмовая авиационная база – одна из старейших воинских частей в Беларуси. Ее летчики сражались с врагом в Великую Отечественную войну, участвовали в боевых действиях на территории Афганистана. Нынешнее поколение асов дорожит героическими страницами истории и продолжает славные традиции в мирное время – авиабаза неоднократно признавалась лучшей на уровне Минобороны. Сегодня крылатые бойцы готовы в любой момент подняться в воздух, чтобы устранить возможную угрозу.Классные пилоты
Быть лучшим не только почетно, но и очень ответственно, ведь ты – пример и ориентир, на который равняются. Лидские военнослужащие отлично справляются с этим, постоянно проделывая колоссальный объем работы по подготовке летного состава и освоению техники. Кстати, сто процентов пилотов имеют классную квалификацию.– Лидерские позиции занимаем благодаря личному составу и командованию. Каждый военнослужащий играет важную роль. Если говорить простым языком, авиационная база – это большой сложный механизм, в котором поломка малейшей шестеренки может привести к серьезным проблемам. И только совокупность вклада каждого, начиная от солдата срочной службы и заканчивая командованием, позволяет продемонстрировать лучшие черты нашей части. Удерживать высокую планку удается за счет постоянного самосовершенствования. Каждый полет – это маленький момент, играющий важную роль для достижения высоких результатов, – рассказал старший помощник начальника отделения идеологический работы Юрий Подрезов.
Учатся на планерах, ЯКах, тренажерах
На вооружении авиабазы сегодня состоят штурмовики СУ-25 (СУ-25УБ), учебно-боевые самолеты ЯК-130 и учебно-тренировочные самолеты Л-39. Чтобы овладеть этой техникой, нужно приложить немало усилий. Обучение летчиков и инженерного состава начинается с альма-матер офицерских кадров Беларуси – Военной академии Республики Беларусь. На авиационном факультете будущие пилоты получают практические навыки, начиная с первого курса. В конце учебного года проходят практику на планере. Так делаются первые шаги в покорении неба. После второго курса молодые люди берутся за управление поршневым самолетом ЯК-52 в ДОСААФ. Освоив моторную технику, после третьего и четвертого курсов приходят в Лидскую авиабазу и обучаются здесь на самолете Л-39.Интенсивную подготовку проходит и инженерно-технический состав. Он совершенствует навыки в воинских частях, сдает зачеты на знание техники и допускается к самостоятельной эксплуатации. Помимо Военной академии, обучение инженерно-технического состава по некоторым направлениям осуществляет Белорусская государственная академия авиации.
– Для всех типов самолетов, состоящих на вооружении базы, есть свои тренажеры. Они предназначены для отработки внештатных ситуаций в воздухе, для допуска летчика к самостоятельным полетам. Летчик 1-го класса проводит за таким имитатором в среднем до 70 часов в год. Мастерство всегда необходимо совершенствовать, самолет не танк – в небе не остановишь и на обочину не свернешь, чтобы отдохнуть. Постоянно надо повышать свой уровень. Каждый плановый полет является обучением как летного, так и инженерно-технического состава. У нас есть свой полигон «Неман», на котором летчики могут оттачивать навыки в боевом применении, – отметил Юрий Подрезов.
Участвуют в парадах, осваивают новую технику
Для любого военнослужащего учения – важное событие, которое позволяет проверить свою подготовку. Лидские летчики присоединяются к оперативно-тактическим учениям с войсками ВВС и ПВО, учениям нестратегических ядерных сил Беларуси и России, летным тактическим учениям с нашими ВВС и Воздушно-космическими силами РФ. В этом году представители 116-й штурмовой авиабазы создавали красоту в небе во время парада войск Минского гарнизона 3 июля.Авиация не стоит на месте, поэтому в части уделяют большое внимание вопросам развития. Имеющаяся техника активно модернизируется на базе 558 авиаремонтного завода в Барановичах.
«Грачи» – будущая смена
Командование части заботится не только о появлении новых образцов самолетов в своем распоряжении. Ни один из них не взлетит без пилота, поэтому важно не забывать и о кадрах. Прививают интерес к летному делу на авиабазе в военно-патриотическом клубе «Грачи», который открыли в прошлом году. К слову, один из первых выпускников уже поступил в Военную академию, чтобы стать летчиком.– В прошлом году клуб объединил более 40 детей. Занятия проводятся каждую неделю, самое интересное для ребят – получение азов летного мастерства. На учебных тренажерах они могут почувствовать себя в качестве пилотов. Приходят на плановые полеты, знакомятся с боевыми самолетами. У нынешнего поколения есть интерес к военной службе и летному делу, ребята смотрят на примеры героев Великой Отечественной войны и тоже хотят защищать Родину, – рассказал Юрий Подрезов. – Летное дело – это очень интересно и сложно, не каждому дано. Но приятно видеть, что у нас есть целеустремленные молодые люди. Один из таких специально пришел к нам на контрактную службу, чтобы потом поступить в Военную академию на летчика.
Ко Дню Военно-воздушных сил в части пройдет торжественный митинг, на котором поощрят лучших военнослужащих. 12 сентября лидские летчики отметят еще один праздник – день части. Давайте поблагодарим наших стражей границ за службу и огромный вклад, который они вносят в дело обеспечения военной безопасности государства. Чистого неба и мягкой посадки!
Справочно
■ История части началась в 1941 году на подмосковных аэродромах. Во время Великой Отечественной войны ее летчики действовали на Брянском и Воронежском фронтах, участвовали в обороне Сталинграда и боях на Курской дуге. 8 октября 1943 года истребительный авиационный полк был награжден орденом Красного Знамени. В феврале 1945 года за прикрытие наземных войск и успешное выполнение боевых задач по овладению польским городом Радом было присвоено почетное наименование «Радомский». За годы Великой Отечественной летчики полка провели 519 воздушных боев, сбили 316 самолетов противника.В 1983-1984 годах личный состав полка участвовал в военных действиях в Афганистане.
Никита ПЕРОВСКИЙ
Фото:предоставлено Лидской авиабазой