О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства

Актуально 11 февраля 11 1454
31 января 2011 года вступает в силу Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства». Закон предусматривает внесение изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь и Особенную часть Налогового кодекса Республики Беларусь.
Основные новеллы
гражданского законодательства
До обращения в суд с иском по спорам между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями устанавливается общее правило — обязательное предъявление претензии. Данное правило установлено в отношении хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, рассматриваемых в порядке искового производства. Исключения могут быть предусмотрены законодательными актами либо договором. При этом в договоре стороны могут как отказаться от применения претензионного порядка по спору, так и предусмотреть иной досудебный порядок (проведение переговоров, обращение к внесудебному посреднику (медиатору)).
При решении вопроса о распределении судебных расходов и уменьшении неустойки по статье 314 ГК суд должен учитывать условия договоров, предусматривающих отказ от претензионного порядка, а также учитывать все предпринимаемые сторонами действия по добровольному урегулированию спора (направление и рассмотрение претензии, проведение переговоров, обращение к внесудебному посреднику (медиатору).
Основные новеллы хозяйственного
процессуального законодательства
Расширены задачи хозяйственного судопроизводства. Отныне хозяйственный суд призван содействовать примирению сторон. Данная задача должна исполняться хозяйственным судом на всех стадиях хозяйственного процесса.
1. Мировое соглашение.
Мировое соглашение может быть заключено в хозяйственном суде не только на любой стадии судопроизводства, но и при достижении примирения между сторонами хозяйственного процесса.
Предусматривается, что со стороны, не исполнившей добровольно мировое соглашение, подлежит взысканию в бюджет сумма государственной пошлины в размере, установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь.
2. Примирительная процедура.
Термины «урегулирование спора в порядке посредничества» и «посредник» заменены на термины «примирительная процедура» и «примиритель».
Целью примирительной процедуры является выработка взаимоприемлемого для сторон соглашения о примирении и его последующего исполнения.
Изменен порядок назначения примирителя для проведения примирительной процедуры. По ходатайству одной или обеих сторон примиритель может быть назначен в хозяйственном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций и на стадии исполнительного производства. Назначение примирителя по ходатайству одной из сторон возможно при наличии согласия второй стороны.
Проведение примирительной процедуры по ходатайству одной или обеих сторон допускается на различных стадиях процесса.
По инициативе хозяйственного суда примиритель может быть назначен лишь в суде первой инстанции при возбуждении производства по делу либо на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. В этом случае сторонам предоставлено право в течение семи дней с момента вынесения судом определения о назначении примирителя представить  письменные возражения, как против проведения примирительной процедуры в целом, так и против конкретного примирителя. При наличии письменных возражений хотя бы одной из сторон против проведения примирительной процедуры хозяйственный суд выносит определение об отмене ранее вынесенного судебного постановления.
Вводится особый порядок уплат государственной пошлины и упрощенный порядок подачи иска при наличии согласованного сторонами ходатайства о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры.
Согласованное ходатайство о назначении примирителя может быть выражено как в отдельном документе, так в виде условия хозяйственного договора, предусматривающего урегулирование споров по договору с участием примирителя. Предложение истца о возможности назначения примирителя в случае обращения в суд, изложенное в претензии, и согласие ответчика на проведение примирительной процедуры, указанное в ответе на претензию, может также рассматриваться судом в качестве согласованного сторонами ходатайства.
Поскольку в примирительной процедуре не может оцениваться фактическое и правовое обоснование заявленных требований, то в исковом заявлении могут не указываться доказательства, подтверждающие основания исковых требований, а также к исковому заявлению могут не прилагаться документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны исковые требования.
При подаче искового заявления одновременно с согласованным сторонами ходатайством о назначении примирителя допускается уплата государственной пошлины в размере 50% от установленной ставки.
3. Приказное производство.
Изменения направлены на оптимизацию процесса взыскания бесспорной задолженности с субъектов хозяйствования.
В порядке приказного производства могут быть рассмотрены требования о взыскании денежных средств, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника при наличии одного из следующих условий:
- требования носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника);
- требования признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются;
- заявлены требования на сумму до ста базовых величин.
В случае отказа в выдаче определения о судебном приказе предусматривается возможность упрощенного перехода из приказного производства в исковое.
4. Процессуальные сроки.
Изменяется порядок исчисления сроков, установленных в днях: такие сроки исчисляются в рабочих днях.
Увеличены сроки рассмотрения дела судом первой инстанции до двух месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено ХПК. В срок не более одного месяца должны быть рассмотрены дела по отдельным категориям споров, предусмотренным ХПК.
5. Представление документов в электронном виде.
Обращения в формах, указанных в ХПК, а также иные документы, предназначенные для передачи хозяйственному суду, могут быть дополнительно представлены в суд в электронном виде в порядке, установленном законодательством. Данная норма пока не исключает обязательного представления указанных документов на бумажном носителе.
6. Исполнительное производство.
В ХПК появились новые основания возращения судебным исполнителем исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства, а именно: если:
компетентным органом принято решение о ликвидации (прекращении деятельности) должника;
не приложены доказательства о принятых мерах по бесспорному списанию денежных средств в порядке, предусмотренном законодательством.
В целях получения третьими лицами (не взыскателем, не должником) информации о том, является ли потенциальный контрагент должником по исполнительным производствам в хозяйственных судах, установлена возможность предоставления сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников. Хозяйственными судами предоставляются сведения о наличии и количестве исполнительных производств, возбужденных в отношении должника; о сумме долга, подлежащей взысканию; об обременениях в отношении имущества должника, совершенных в рамках исполнительного производства.
Такие сведения предоставляются на основании письменного заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя при условии уплаты государственной пошлины (3 базовых величин за сведения о каждом должнике).
В случае запроса указанных сведений взыскателем либо должником по своим исполнительным производствам уплата государственной пошлины не требуется.
Изменения законодательства
о государственной пошлине
Предлагаемые ставки государственной пошлины позволят оптимизировать работу хозяйственных судов, ориентируя субъектов на использование более эффективных мер по защите своих законных прав и интересов.
В частности, изменены ставки государственной пошлины по требованиям до 100 базовых величин:
- рассмотрение исковых заявлений имущественного характера — 15 базовых величин;
- рассмотрение заявлений о возбуждении приказного производства — 2 базовые величины.
 Изменены ставки государственной пошлины за рассмотрение  жалоб о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора, подаваемых должностным лицам для принесения протеста. Исключено деление таких жалоб на первичные и повторные, установлена единая ставка за рассмотрение жалоб в порядке надзора — 80% ставки, установленной за подачу искового заявления.
Добавление комментария
CAPTCHA
*