Набирая телефон «103»…
— Валентин Валентинович, далеко не каждый вдумывается в сочетание слов «экстренная служба», расскажите об истинном ее назначении?
— В первую очередь это оказание экстренной медицинской помощи, независимо от того, где ее необходимо предоставить, будь то общественное место, учреждение или улица. Неотложка спешит помочь при угрозе жизни и здоровью, а именно: при несчастных случаях, авариях и травмах, которые сопровождаются тяжелыми повреждениями, различными ранениями, переломами, кровотечениями, вывихами, ожогами, отморожениями; при поражениях электрическим током или молнией, удушениях, повешениях, утоплениях, попадании инородных предметов в дыхательные пути, отравлениях, укусах животных, покушениях на самоубийство. При внезапных заболеваниях: чаще всего при жалобах «умирает», «посинел», «не дышит», «задыхается», «парализован», «потерял речь», «не просыпается», «отек гортани», «неукротимая рвота», при сильных болях в животе, в грудной клетке. Мы принимаем обращения от населения в связи с необходимостью оказания неотложной медицинской помощи, к которой относятся и роды, осложнения беременности и другие заболевания. Также ведется прием вызовов от медицинских работников в связи с перевозкой больных, направленных в лечебное учреждение, если они требуют оказания экстренной медицинской помощи во время перевозки. Каждый визит бригады стоит для государства немалых денег. И если вызов заканчивается только измерением артериального давления, температуры или беседой с пациентом, иначе как расточительством это не назовешь.
— Как все-таки правильно осуществлять вызов «скорой»?
— Начнем с того, что звонить на единый номер 103 можно и с домашнего, и с мобильного телефона.
Если в силу форс-мажорных обстоятельств номер 103 не отвечает, имейте в виду — можно позвонить в другие экстренные службы — 101 или 102. У МЧС и милиции прямая связь со скорой помощью.
Посчитал бы это замечание всем известной банальностью, но сам был свидетелем: бежит навстречу человек с мобильником в руках и спрашивает у меня, прохожего, как дозвониться до «скорой». Когда нервы на пределе, легко растеряться и забыть даже самые простые вещи. Если диспетчер свободен, он немедленно снимет трубку. Если принимает или передает вызов, звонок пациента автоматически ставится в очередь. Не волнуйтесь, как только диспетчер освободится, вас выслушают. Когда трубку на другом конце провода подняли, слушайте внимательно своего собеседника и четко отвечайте на вопросы. От этого зависит, как быстро приедет бригада.
— Бывает, люди удивляются: зачем столько вопросов?
— Если вы не медик по образованию, самому определить состояние пациента будет трудно. Диспетчер по наводящим вопросам пытается это сделать. Сообщите фамилию, возраст пострадавшего или больного, повод для вызова, телефон и фамилию вызывающего. Обязательно необходимо указать точный адрес вызова, а если это невозможно, то назвать ориентиры, по возможности, встретить «скорую». Разговор с диспетчером записывается и в случае необходимости может быть воспроизведен. Если больному стало хуже — перезвоните и объясните, что именно произошло. Многие звонят по телефону 103 для того, чтобы получить тот или иной совет. В этом случае фельдшер вправе дать консультацию.
— Не зря в названии службы есть уточнение — «скорая». Как это подтверждается на деле?
— Есть вызовы экстренные и неотложные. Экстренные диспетчер передает бригаде максимум через четыре минуты, неотложные — в течение часа. Дальше — простая арифметика: к этому временному отрезку прибавьте до 15 минут на дорогу по поселку и до 30-и для района. Это в случае, когда экипаж не находится на выезде. Если есть свободная бригада, вызов передается на обслуживание в кратчайший срок. Иногда бригаду в пути по рации перенаправляем с неотложного на экстренный вызов.
— Какова нагрузка на бригады скорой помощи в нашем районе?
— За прошлый год количество вызовов составило 7 757, или 272 вызова на тысячу человек. Сейчас в среднем в сутки семь вызовов на бригаду, всего у нас их три. Работники «скорой» работают с полной отдачей. Очень возрастает нагрузка в выходные и праздничные дни, поэтому вызывающим «скорую» по поводу неотложных состояний иногда приходится подождать. К сожалению, не всегда удается прибыть на место вовремя, и не последнюю роль в этом играют необоснованные вызовы, не требующие оказания скорой медицинской помощи. В дневное время (в том числе и в субботу) работают поликлиники, врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты на селе. Туда и должны в первую очередь обращаться пациенты при обострении хронических заболеваний. И не только для того, чтобы получить медицинскую помощь, но и для назначения дальнейшего лечения, рекомендаций по приему лекарств, освобождения от работы и т.д., за тем, что не входит в обязанности «скорой».
«Скорая» не выдает больничных листов, судебно–медицинских заключений. Не проводит экспертизу алкогольного опьянения. Не работает, как такси, если нужно доехать до больницы. Исключение — носилочные больные, которые не могут самостоятельно добраться в стационар в силу физиологических дефектов, одинокие.
А вот еще одно препятствие: на многих домах нет табличек с указанием улицы и номера дома, подъезда. Водитель «кареты» скорой помощи не всегда сразу может сориентироваться и подъехать к нужному входу. Трудно попасть к пациенту, если в подъезде установлена дверь с кодовым замком, которую вовремя не открыли к приезду врача. Или, например, собака не подпускает к двери. В зимнее время снежные заносы на проселочных дорогах вынуждают бригаду пробираться к дому больного пешком, так как машины вязнут в снегу, а время уходит… Вот и получается, что «скорой» тоже нужна наша помощь. Только совместными усилиями мы можем обеспечить нормальные условия медикам, а значит, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
Галина ШЛЕМПО.
Фото автора.
В тему
Когда готовился материал к печати, стало известно, что Минздрав Беларуси занимается совершенствованием правовой базы, касающейся обоснованности вызовов врача и скорой помощи на дом.