Работа с человеком: внимательно, ответственно, вежливо. Ход выполнения Директивы Президента Республики Беларусь №2 рассмотрели на первом в этом году заседании облисполкома
Реализацию Директивы Президента Республики Беларусь №2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» и работу с обращениями граждан и юридических лиц, поступивших в облисполком в 2017 году, рассмотрели на заседании облисполкома. В заседании приняли участие помощник Президента Республики Беларусь – инспектор по Гродненской области Сергей Ровнейко, начальник главного управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц Администрации Президента Беларуси Григорий Шлык.
Председатель облисполкома Владимир Кравцов, открывая заседание, подчеркнул, что решение вопросов, связанных с обращениями граждан, остается важнейшей задачей органов исполнительной власти. Практика прямых телефонных линий, приемы граждан и иные формы непосредственной связи населения с местными органами власти дали ощутимый эффект. Заметно это и в Гродно, и в районах. Жители области стали реже обращаться на прямые телефонные линии. В 2017 году таких обращений в местные исполнительные и распорядительные органы области, в том числе облисполком, по сравнению с 2016 годом уменьшилось на 5,7 процента.
– Обращения граждан – один из важнейших показателей работы органов власти. Снижение их количества говорит прежде всего о внимательном отношении руководителей всех уровней к проблемам людей, – сказал Владимир Кравцов.
Вместе с тем он отметил, что пристального рассмотрения требуют обращения по нескольким направлениям, в первую очередь по ЖКХ. Возросло также количество обращений по вопросам труда, заработной платы, правопорядка.
Мониторинг, проведенный областной постоянно действующей межведомственной рабочей группой, в состав которой входят специалисты различных областных служб, представители прокуратуры, Комитета госконтроля, показал, что в целом работа с населением в местных исполнительных и распорядительных органах и их структурных подразделениях проводится в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Начальник отдела по обращениям граждан облисполкома Екатерина Федосенко подчеркнула, что количество обращений в местные исполнительные и распорядительные органы уменьшается. Все большую популярность набирает электронная форма обращений, около 30 процентов вопросов люди задали через интернет.
– Одним из факторов, влияющих на сокращение обращений, стало проведение субботних прямых телефонных линий, во время которых люди могут напрямую задать вопрос руководителю своего района или области. В прошлом году проведена 1071 прямая телефонная линия, на которую обратилось 5908 человек. В облисполкоме прошла 51 прямая линия, правом задать вопрос воспользовалось 2089 человек, – рассказала Екатерина Федосенко.
Продолжается практика проведения приемов граждан на предприятиях. Руководство области совместно с депутатским корпусом в прошлом году посетило предприятия Лидского, Слонимского, Щучинского, Новогрудского, Островецкого, Дятловского районов. Эффективна и служба «Одно окно», которая есть в каждом районе. Время ее работы спланировано с учетом удобства жителей: с 8.00 до 20.00, ведется прием по субботам. Удельный вес запрошенных через службу документов и сведений, необходимых для административных процедур, составил 92 процента.
– Анализ показал, что большинство вопросов должны и могут решаться на местном уровне, однако иногда граждане сразу обращаются в вышестоящую инстанцию. Нередко к такому шагу человека побуждает и формализм, с которым он сталкивается, пытаясь решить проблему на месте. Такие примеры были зафиксированы в Лидском районе, – добавила Екатерина Федосенко.
Помощник Президента Республики Беларусь – инспектор по Гродненской области Сергей Ровнейкообратил внимание на необходимость проведения мониторинговых мероприятий в районах, где возросло число обращений в облисполком, Администрацию Президента.
– Согласно Закону «Об обращениях граждан и юридических лиц» руководители организаций и председатели райисполкомов несут персональную ответственность за ненадлежащую работу с обращениями граждан. При обнаружении таких фактов необходимо привлекать должностных лиц к дисциплинарной ответственности, применять инструментарий, предусмотренный Директивой №5, – сказал Сергей Ровнейко.
За допущенные нарушения в работе с обращениями граждан в 2017 году к ответственности было привлечено 84 должностных лица.
Но большинство обращений все же решаются на местах. Так, в 2017 году в Гродно после капитального ремонта были введены в эксплуатацию 46 домов, выполнен текущий ремонт более 19 тысяч квадратных метров кровель, 7,5 тысяч квадратных метров фасадов, свыше 500 балконов и 300 подъездов жилых домов. Аналогичная работа велась во всех районах области. Введены в эксплуатацию сети водо- и электроснабжения в районах индивидуальной застройки в областном центре, завершено строительство водопровода по нескольким улицам в агорогородке Пограничный Берестовицкого района, с привлечением льготных кредитов проведена газификация жилого фонда в деревне Радунь, агрогородке Турец и горпоселке Мир Кореличского района. Решены вопросы по улучшению транспортного обслуживания сразу в нескольких районах. Повсеместно проводился ремонт дорог между населенными пунктами, в самих городах и деревнях, приводились в порядок инженерные сети. В Лиде, Сморгони, Слониме, Ивье, Щучинском, Ошмянском, Дятловском районах вводились в эксплуатацию многоквартирные жилые дома.
Начальник главного управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц Администрации Президента Беларуси Григорий Шлык отметил, что рост обращений в Администрацию Президента наблюдается по всем областям.
– При этом удельный вес почты из Гродненской области составляет 7,3 процента. Это лучший показатель в республике, что закрепляет за вашей областью статус наименее жалующегося региона, – отметил Григорий Шлык.
Тот факт, что жители региона наибольшее количество обращений направили в райисполкомы, говорит о высоком уровне доверия к органам власти со стороны людей, а также о стремлении граждан решать вопросы на местах, не обращаясь в вышестоящие инстанции. Например, жители Волковысского, Островецкого, Мостовского, Слонимского районов в пять и более раз чаще в прошлом году обращались в райисполкомы, чем в облисполком.
– Это в определенной степени свидетельствует об авторитете районной власти. Люди обращаются на приемы, когда знают, что это целесообразно и по их проблеме будут предприняты исчерпывающие меры, – подчеркнул Григорий Шлык.
Он также обратил внимание на увеличение числа повторных обращений и порекомендовал ужесточить подходы к их рассмотрению.
О ходе внедрения электронного документооборота и поставленных в этом направлении задачах проинформировал управляющий делами облисполкома Игорь Попов.
– Необходимо активнее вести разъяснительную работу, осваивать новые средства коммуникации, – подчеркнул Владимир Кравцов. – Недопустимо, когда на сайтах госорганизаций размещается неактуальная, устаревшая информация – население должно быть вовремя информировано о различных нововведениях и изменениях.
Он подчеркнул, что работа с населением – это не только проведение приемов граждан и прямых телефонных линий, но и встреч руководителей вертикали власти на местах в коллективах, а также отчеты перед людьми о проделанной работе.
Согласно принятому на заседании облисполкома решению, местным исполнительным и распорядительным органам предстоит еще раз проанализировать свою работу с населением, если это требуется, принять меры по устранению нарушений законодательства и недопущению их в дальнейшем. Намечено провести обучающие семинары для специалистов, ответственных за работу с обращениями граждан.