Все общение постепенно переходит в интернет. Когда-то для того, чтобы считаться воспитанным человеком, достаточно было не чавкать за столом, не сморкаться в занавеску и извиняться, если наступил на ногу. Сейчас, в век интернета, этого недостаточно и уже необходимо соблюдать правила цифрового этикета.
Еще во времена процветания форумов и блогов было написано множество сводов правил о вежливом общении в сети: в основном они сводились к простым нормам — не хамить, не материться, не переходить на личности и т. д. То есть все, что воспитанный человек и так не позволит себе делать в приличном обществе.
Сегодня же цифровой этикет не исчерпывается обычными правилами вежливости. Во многом он определяется технологическими особенностями тех платформ, на которых мы общаемся: объем трафика, уведомления, настройки.
Простой пример — переписка в чате. Я получаю от собеседника 5–7 сообщений подряд:
— Оля, привет
— Есть предложение
— Давай встретимся, обсудим
— Можно завтра
— Или послезавтра
— Как у тебя со временем вообще
— ?
Я не успеваю ответить ни на одно сообщение, да в общем-то собеседник и не ждет, что я буду отвечать на каждое сообщение. Он ждет, что после всех его сообщений я скажу: «Ок, давай завтра пообедаем». Тогда зачем он отвлекает меня, заставляя семь раз пропикать мой мессенджер? Зачем сжирает мое время, привлекая мое внимание первым сообщением и не давая мне сразу исчерпывающей информации? Ведь это так просто — написать все одним сообщением и спокойно подождать, пока придет ответ.
Другой пример — ночные письма. Да, каждый работает, когда ему удобно. И удобнее часто бывает ночью. Но другие люди по ночам спят, и, возможно, работают на такой работе, что не могут позволить себе отключить уведомления. Сейчас почти у всех уведомления о письмах на смартфонах приходят в режиме реального времени. Но некоторые люди по-прежнему отправляют письма ночью, зная, что, скорее всего, уведомление разбудит адресата. Зачем будить собеседника, если это не коварный план испортить с ним отношения?
Никаких правил пока нет. Самое главное — просто не бесить собеседника, отнимая его время, внимание, трафик и деньги
Еще пример — тяжелые файлы, которые многие так любят отправлять по почте. Казалось бы, куда проще: загрузить тяжелые файлы в любой файлообменник и передать ссылку. Однако делают так единицы. Большинство прикрепляет тяжелые файлы прямо к письму, съедая все место в почтовом ящике. Хуже тяжелых файлов в почте может быть только гигантская картинка, вставленная прямо в тело письма. Большая удача, этим можно убить сразу двух зайцев: такое письмо не только занимает место в почтовом ящике, но и заставляет человека потратить свой трафик (а у кого-то он ограниченный, потому что, например, в роуминге) без возможности отказаться от загрузки.
Другая беда — нарушение границ в социальных сетях. Вчера вы были на вечеринке, а сегодня весь фейсбук заполнен фотографиями, на которых вы обнимаетесь с каким-то сомнительным типом. Или наступает праздник, и вот вы уже отмечены на десятке открыток с новогодними елками, георгиевскими ленточками и пасхальными яйцами. Или ваши друзья ведут активную сетевую жизнь, и вот вы уже без собственного согласия состоите в группе «Отстоим детскую площадку», «Мамы Бирюлево», «Жизнь прекрасна: статусы на каждый день». Все это нарушает мои границы и приносит мне десятки уведомлений, которые я не хочу видеть. Это также разрушает или искажает мой образ: я не мама Бирюлево, не ищу статусов на каждый день, ничего не знаю про детскую площадку и не хочу, чтобы все мои знакомые знали, как я провела вчерашний вечер.
Во всех этих ситуациях самое главное — вовремя подумать: не приносите ли вы каких-то неудобств вашему собеседнику? Не отнимаете ли его время, внимание, трафик, деньги? Самое главное — не бесить собеседника, не усложнять коммуникацию, беречь друг друга.
Гораздо сложнее с вопросами, на которые нет однозначного ответа:
- Прилично ли добавлять в друзья в социальных сетях человека, с которым вы не знакомы?
- Сколько фотографий своего кота и ребенка в день можно публиковать?
- Нужно ли отвечать на запрос, если к вам в друзья постучался начальник или клиент?
- Можно ли давать кому-то почту вашего знакомого, не спросив его разрешения?
- В каких случаях можно использовать чат социальных сетей для решения рабочих вопросов?
- Когда и каким способом можно напоминать человеку, если он не ответил вам на письмо?
Никаких правил пока что нет. Тут нам поможет только здравый смысл и забота о ближнем.