Без пустых обещаний
Работа с гражданами считается одним из основных критериев оценки деятельности государственных органов. Именно поэтому особое внимание уделяется обеспечению внимательного, ответственного отношения к гражданам, искоренению формализма и волокиты. Предлагаем вашему вниманию интервью с заведующим сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц Вороновского райисполкома Н.Ф. Михальцевич, которая дала ответы на наиболее типичные вопросы, касающиеся обращений граждан.
— Наталья Францевна, как обстоят дела в районе с обращениями граждан?
— В предыдущие три года количество обращений в Вороновский районный, поселковый и сельские исполнительные комитеты постоянно снижалось. За 2012 год поступило 1 701 обращение граждан и юридических лиц, в том числе в райисполком — 451. Из поступивших в райисполком обращений удовлетворено — 330, разъяснено — 98, отказано — 14, с выездом на место рассмотрено — 52 и 9 обращений находится на контроле.
— Какие наиболее острые проблемы волнуют людей?
— Значительная часть обращений, как показывает их анализ, поступила по вопросам агропромышленной сферы, в том числе землевладения и землепользования граждан (39,6%). 125 обращений было по вопросам строительства, приватизации жилья, улучшения жилищных условий. Ну и, наверное, как в любом регионе, — проблемы ремонта дорог, благоустройства территорий… На 100% данные вопросы не могут быть закрыты, и не от нежелания властей, а от недостаточного финансирования. В рамках же доступного, прежде всего, закрываются первоочередные проблемы. Согласитесь, за последние годы в районе сделано достаточно много. Но я бы анализировала работу с обращениями граждан не по количественному составу, а по качественному. Ведь не секрет, что есть постоянно жалующиеся граждане, пишущие систематически и в разные инстанции (хотя ответы чаще всего получают одинаковые). Иногда рассматриваем обращения граждан, имеющих здоровых взрослых детей, с просьбой отремонтировать забор или починить крышу. Приходится объяснять, что такая помощь от государства положена только одиноким гражданам.
— Где наше население может получить разъяснения по своим вопросам?
— Своевременно решать обращения граждан позволяют приемы и прямые телефонные линии с руководством района и специалистами всех структурных подразделений, служб района. Вся информация о времени и датах телефонных линий, работе специалистов общественной приемной размещается в «Воранаўскай газеце», на информационных стендах и официальном сайте райисполкома.
Напоминаем жителям района, что для оперативного решения возникающих у граждан проблемных вопросов в райисполкоме продолжает действовать «диспетчерская служба». В рабочие дни круглосуточно можно позвонить по телефону 2-22-55, в выходные и праздничные дни с 8.30 до 17.00 — по телефону 2-12-73. Мобильный телефон исполкома 8 (029) 198-45-55, телефон «горячей линии» 2-22-55.
— Наталья Францевна, как рассматриваются обращения граждан, которые, минуя районную вертикаль, попали сразу в вышестоящие государственные органы?
— Так поступают чаще граждане, которые не владеют правовой грамотностью. В Указе Президента Республики Беларусь № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан» отражен принцип первоочередного рассмотрения обращений, подразумевающий изучение вопроса в соответствии с компетенцией. Например, если на личном приеме или по письменному обращению выясняется, что вопрос, с которым обратился заявитель, относится к компетенции иных органов, гражданину сообщается, куда перенаправлено его обращение или куда ему необходимо обратиться. Поэтому иногда граждане недоумевают: писали в областные или республиканские органы, а ответ получили из райисполкома. Вышестоящим органом учитывается также, было ли рассмотрено данное обращение в местном органе.
— Однако, получая ответ на свой вопрос из райисполкома, граждане видят пояснение, что ответ может быть обжалован в вышестоящей инстанции...
— Это требование Закона «Об обращениях граждан», согласно которому в обязанности должностных лиц государственных органов входит разъяснение порядка обжалования решений, принятых по обращениям. Гражданин имеет право знать, что он может обратиться в вышестоящий государственный орган, где его обращение будет рассмотрено, если он не согласен с полученным ответом. Зачастую граждане полагают, что если вопрос не был положительно решен на уровне района, то в случае обращения в областные или республиканские органы он будет пересмотрен в их пользу. Однако в прошлом году из 27 обращений, поступивших в вышестоящие госорганы и направленных в райисполком на рассмотрение, только 7 было удовлетворено. То есть, говорить о том, что районные власти подошли к рассмотрению обращений безграмотно или формально, не приходится — вопросы местного уровня решаются с учетом действующего законодательства и, опять же, финансирования.
— Всегда ли подлежат рассмотрению обращения граждан?
— Следует учесть, что повторные обращения, в которых не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, рассмотрению не подлежат. Гражданину в таком случае сообщается, что переписка с ним по данному вопросу закончена. Рассмотрению не подлежат и анонимные обращения.
В Вороновском районном исполнительном комитете предпринят целый ряд мер, призванных обеспечить доступность, простоту, оперативность решения насущных вопросов каждого человека. Ведь личное обращение граждан особенно важно, поскольку «побеспокоить» власть заставляют проблемы, с которыми им самим не справиться. Но нужно знать, что все их обращения в государственные органы будут рассматриваться и решаться только в соответствии с законом, а не «в порядке исключения», как этого многие заявители хотели бы.
Алеся ДМИТРИЕВА.
Фото Олега БЕЛЬСКОГО.