Потребитель, знай свои права!
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» потребителем является физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Каждый день, совершая покупки в магазинах, пользуясь различными видами услуг (медицинскими, жилищно-коммунальными, образовательными и др.), заключая договоры на выполнение работ, необходимо помнить, что все мы являемся потребителями. Поэтому немаловажно знать свои права и уметь ими пользоваться. Напомним некоторые важные моменты в Законе.
1. Внимательно знакомьтесь с информацией о товаре (техническим паспортом, инструкцией по эксплуатации, этикеткой, ярлыком и т.д.). Она должна быть полной и достоверной, на русском и (или) белорусском языках.
При приобретении товара вы имеете право на ознакомление с документами продавца, подтверждающими его наименование и право на занятие деятельностью.
2. Всегда берите чек или иной документ, подтверждающий факт приобретения товара именно у конкретного продавца. Все без исключения продавцы должны выдавать эти документы (и предприниматели на рынках в том числе!).
Предъявить претензию по некачественному товару вы можете и без такого документа при наличии иных доказательств (например, при наличии сведений о продавце на упаковке товара, в гарантийном талоне, расписке, наличии идентификационных знаков и т.д.), однако при отсутствии чека продавец может оспорить факт приобретения у него этого товара.
3. Качественный непродовольственный товар можно обменять или вернуть в течение 14 дней с момента покупки, если вы обнаружили, что он вам не подходит. Данные требования подлежат удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства, имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
Однако есть перечень качественных непродовольственных товаров, не подлежащих обмену и возврату. Например, не подлежат обмену и возврату бижутерия, мебельные гарнитуры и наборы, парфюмерно-косметические товары, белье и т.д. Не подлежат обмену и возврату качественные продовольственные товары.
4. Купив некачественный товар, вы вправе потребовать по своему выбору: замену товара на качественный товар; безвозмездный ремонт (в течение 14 дней, а при проведении экспертизы в течение месяца); уменьшение покупной цены; возврат денег (в течение 7 дней).
За нарушение сроков удовлетворения обоснованных требований потребителя продавец, допустивший нарушение сроков, уплачивает потребителю неустойку в размере 1% цены товара за каждый день просрочки.
Если недостаток произошел по вашей вине — воспользоваться гарантиями Закона вы не можете.
5. Предъявить претензию по качеству товара можно: продавцу, изготовителю, поставщику, представителю строительной или ремонтной организации.
Вы должны написать заявление (желательно в 2-х экземплярах, на вашем экземпляре принявший должен поставить дату принятия и расписаться) либо оставить свою жалобу в книге замечаний и предложений.
Если в установленные законодательством сроки продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация) не ответил или не удовлетворил ваше требование — следует обратиться в государственный орган по защите прав потребителей либо в общественную организацию потребителей или же в суд.
Государственные органы по защите прав потребителей:
• Министерство торговли Республики Беларусь — республиканский орган по защите прав потребителей;
• управления торговли и услуг облисполкомов;
• уполномоченные по защите прав потребителей в Вороновском райисполкоме: заведующий юридическим сектором райисполкома А.А. Карпович (тел. 2-19-46), главный специалист отдела экономики райисполкома Я.М. Маргелевич (тел. 2-14-04);
• управление торговли Лидского райисполкома, г. Лида, ул. Советская, 8, тел. (8 0154) 53-40-18.
Общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей» и Белорусское общественное объединение «Клуб потребителей».
Подготовила Галина ШЛЕМПО.