Закупки без посредников. КГК области проводит мониторинг использования средств при государственных закупках продуктов питания в образовании

Актуально 10 сентября 17 1613
f710950093380feb0126c8ccb5ca6c14

Обеспечение питанием является одной из мер социальной защиты обучающихся. Закупка продуктов питания относится к государственным закупкам и регулируется Законом Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». В нем определены основные принципы осуществления государственных закупок, главными из которых являются эффективное расходование денежных средств и предотвращение коррупции в области государственных закупок. Важным является не допускать закупку продуктов питания через посредников, а также дорогостоящих продуктов без учета специфики питания детей и ресурсных возможностей внутреннего рынка по обеспечению объектов общественного питания учреждений образования равноценным отечественным продовольствием.

В то же время роль районных исполнительных комитетов в организации закупок продуктов питания на сегодняшний день сведена к минимуму, а действия отделов образования, спорта и туризма в районах в организации закупок продуктов питания и желанием соблюсти законодательство – кто во что горазд. Этот вывод сделан после проведения Комитетом госконтроля мониторинга отделов образования, спорта и туризма Лидского, Вороновского, Ивьевского, Ошмянского, Островецкого, Сморгонского райисполкомов.

Усложняя процедуру закупок путем проведения электронного аукциона, в большинстве случаев отделы образования, спорта и туризма все наименования продуктов питания, подлежащих закупке на год, объединяют в один предмет с разбивкой по лотам, количество которых доходит до 150.

При этом ввиду большого количества лотов в оформлении протоколов заседаний комиссий допускаются ошибки и неточности, процедура торгов затягивается.

Например, комиссия по закупкам отдела образования, спорта и туризма Ивьевского райисполкома в одном из протоколов заседания «потеряла» УП «Бакалея» как участника, предложения которого соответствовали требованиям аукционных документов и который впоследствии по отдельным лотам признан комиссией победителем и с ним был заключен договор. Кроме того, в протоколе комиссия не указала результаты проведения аукциона по отдельным лотам.
В некоторых случаях электронные торги еще не были окончены в мае 2017 года.

Кроме того, при формировании аукционных документов на закупку продуктов питания в начале календарного года отделы образования, спорта и туризма включили такие наименования продуктов, как персики, нектарины, абрикосы, гранат, хурма, сливы, арбузы, рынок которых имеет сезонный характер, то есть их цена уменьшается в определенные времена года – лето и осень, и проводить торги по их закупке в начале года нецелесообразно.

На закупку названных товаров заключили соответствующие договоры в начале 2017 года отделы образования, спорта и туризма Ивьевского, Ошмянского, Сморгонского райисполкомов.

К сожалению, низкая организация подготовки аукционных документов, принцип формирования заказчиками начальной цены электронного аукциона как наименьшей из предложений участников, низкая активность производителей участвовать в торгах приводят к тому, что победителями на законных основаниях признаются посредники, такие, как Гродненское торговое областное унитарное предприятие «Бакалея» на закупку муки пшеничной, макаронных изделий и крупы производства ОАО «Лидахлебопродукт»; частное торгово-производственное унитарное предприятие «Виктория-опт» на закупку кофейного напитка производства ОАО «Белкофе» г. Ошмяны, сахара-песка производства ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат».

Кроме того, при проведении процедуры закупки из одного источника некоторыми отделами образования, спорта и туризма предпочтение в закупке товаров производства ОАО «Лидахлебопродукт», ОАО «Лидские пищевые концентраты», ОАО «Белкофе», Ошмянский филиал ОАО «Дрожжевой комбинат», ООО «Гродненский консервный завод», ОАО «Ляховичский консервный завод» также было отдано посредникам.

Через посредников закупается и сельхозпродукция – свежий картофель, морковь, свекла столовая, лук репчатый, чеснок, помидоры, огурцы, капуста, яблоки и груши. Есть случаи, когда при наличии в районах собственных сельхозпроизводителей в школы и детсады закупаются огурцы, помидоры, яблоки, груши производства Польши и Турции.

В результате аукционных торгов, проводимых отделом образования, спорта и туризма Лидского райисполкома, по отдельным лотам (молочная продукция, мясная продукция, сухари панировочные) претендентом на победу в торгах стал индивидуальный предприниматель из Минска, который не является производителем названных групп товаров, и предлагаемые им цены на 25–40 процентов выше цен на аналогичную продукцию производителей ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат», филиал «Лидский хлебозавод» ОАО «Гроднохлебпром», ОАО «Слонимский мясокомбинат», расположенных на территории района и области. Но эти предприятия участие в торгах не принимали.
Только вмешательство Комитета госконтроля в данном случае не позволило заключить договор с посредником, который к тому же позже попал в список неблагонадежных.

Справки о проведении государственных закупок из одного источника отделами образования, спорта и туризма составляются, как правило, формально, без изучения конъюнктуры рынка, анализа цен. Допускаются случаи изменения существенных условий договоров (предмета договора, стоимости закупки и других) как при их заключении, так и при их исполнении. А это недопустимо.

Комитетом государственного контроля в адрес райисполкомов были направлены соответствующие рекомендации по исключению недобросовестного посредничества, недопущению фактов неэффективного использования бюджетных средств. Данный вопрос остается на постоянном контроле.
 


Елена САВЧЕНКО,

главный специалист Комитета государственного контроля Гродненской области

Добавление комментария
CAPTCHA
*