Виктор Лискович: «Чтобы понять проблемы инвалида, нужно поставить себя на его место»

Актуально 01 декабря 16 1108
6cd83b67b1eb2abfe80b604e9e347500

3 декабря в Беларуси отмечается День инвалида. А накануне этого дня областные власти помогли одной юной гродненке найти свое место в жизни.


Маша Петрова (назовем ее так) сегодня 17-летняя учащаяся одного из гродненских колледжей. В свое время, ее появление на свет было долгожданным и радостным событием в жизни семьи, но диагноз «детский церебральный паралич» прозвучал подобно жестокому приговору. Ее мать Галина Николаевна, не жалея собственных сил, средств и здоровья, как могла, помогала своему растущему чаду быть счастливым, окружая девочку материнской любовью и заботой. Несколько раз в год Маша проходила специализированное лечение. Естественно, о непрерывном учебном процессе в обычной общеобразовательной школе не могло быть и речи, для освоения школьной программы был выбран надомный тип обучения. Его за 11 лет Маша благополучно прошла, что подтверждает аттестат с достаточно высоким средним баллом – 8,8.


Все помнят, как решали для себя дилемму: куда пойти учиться?! Для ребенка-инвалида эта задача усложняется – не везде может найти применение «особенный» молодой специалист, да и здоровье не всегда позволяет выбрать то, к чему душа лежит…


Как любящая свое дитя мать, Галина Николаевна решила помочь дочери: в одном из учреждений заключили договор на целевое обучение в гродненском колледже. Расчет был на то, что дочка будет трудиться рядом с мамой – под присмотром можно и подсказать, и помочь, и поддержать...


В колледже, где главным критерием приема на бюджетную форму обучения оказался средний балл аттестата, ее без проблем приняли.


Однако с первых дней учебы педагоги забили тревогу – девочка не справляется с учебной нагрузкой. С Машей начали дополнительно заниматься более крепкие однокурсники по принципу «равный обучает равного», но желаемых результатов не получили…  


Механизм решения проблемы в таких случаях довольно прост: учащийся, не справляющийся с учебной нагрузкой, не допускается к сессии. Если ситуация не меняется в лучшую сторону, его ждет неминуемое отчисление. А в случае учебы «на бюджете» – возврате суммы, потраченной государством на обучение… По такой схеме и решила действовать администрация учебного заведения, намекнув об этом матери своей ученицы.  


Но вот в чем вопрос – насколько применим такой подход к и без того обиженному судьбой ребенку?!


- Чтобы понять проблемы инвалида, надо поставить себя на его место, - уверен заместитель председателя облисполкома Виктор Лискович, курирующий вопросы социальной сферы. Именно к нему на личный прием граждан и обратилась мать девочки, рассказав свою историю.  


«Прежде чем принимать решения о судьбе таких людей, нужно смоделировать ситуацию на себе и проанализировать, как поступили бы со мной и что бы я при этом чувствовал?! – такой вопрос задал Виктор Андреевич специалистам, присутствовавшим на приеме. – Необходимо найти альтернативный вариант решения проблемы и предложить его матери и девочке».


В итоге было принято решение о создании специальной комиссии во главе с председателем комитета по труду, занятости и социальной защите Анатолием Зимноводой, в которую войдут специалисты управлений образования, здравоохранения и соцзащиты. Именно она должна дать заключение о возможности (или невозможности) дальнейшего обучения Маши по выбранной специальности в колледже, а заодно проработать альтернативные варианты решения непростой жизненной ситуации этой гродненской семьи. Ведь у нас есть немало примеров, когда особенные дети обучаются нужной в обществе специальности, и это идет всем только на пользу.


- В любой ситуации мы должны помочь ребенку стать востребованным в обществе, и его социальная интеграция зависит от нас, - акцентировал внимание присутствующих Виктор Андреевич.


Каждый имеет право на самореализацию вне зависимости от физических данных, убежден он. И задача власти – помочь этим людям.


Наша справка


За 10 месяцев текущего года органами по труду, занятости и социальной защите Гродненской области трудоустроено 196 инвалидов, в том числе в счет брони – 28 человек, направлено на переобучение – 24. В рамках адаптации инвалидов к трудовой деятельности нанимателям компенсированы затраты по оплате труда 75 человек. Двум инвалидам оказано содействие в организации предпринимательской деятельности.


Для содействия в социально-бытовой, социально-трудовой и социально-психологической реабилитации инвалидов, в том числе выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, подготовке их к самостоятельной жизни в центрах работают специализированные отделения дневного пребывания для инвалидов с кружками (клубами) по интересам, реабилитационно-трудовыми мастерскими и компьютерными классами.


Во всех 19 центрах Гродненской области функционируют 20 отделений дневного пребывания инвалидов. Работа с каждым инвалидом, посещающим такие отделения, строится индивидуально в зависимости от состояния психофизического здоровья, приобретенных умений и навыков.
 


Фото Михаила ИСАЧЕНКО

Ольга АНУФРИЕВА

Добавление комментария
CAPTCHA
*