«У власти и СМИ – общие задачи»
Интервью с председателем облисполкома Владимиром Кравцовым.
– Уважаемый Владимир Васильевич, средства массовой информации являются одним из важных инструментов взаимодействия между государственной властью и обществом. Посредством СМИ происходит не только информирование населения о происходящих событиях, но и формирование общественного мнения, сознания. Как Вы, являясь руководителем областного исполнительного комитета, видите систему работы со СМИ?
– Рассматриваю средства массовой информации как действенного посредника между властью и обществом. С одной стороны, государственное администрирование требует активного участия и поддержки граждан. Исполнительная власть всегда заинтересована в том, чтобы донести до людей логику тех или иных принимаемых ею решений. Поэтому наш подход заключается в том, чтобы жители области получали полную информацию о всех событиях, знали планы развития региона, чувствовали перспективу, а также умели определить свое место в реализации всех начинаний. В связи с этим органы власти достаточно открыты перед журналистами. Минимум один раз в квартал мы встречаемся с редакторами газет и собкорами на пресс-конференциях, а также на прямых линиях телефонной связи с населением области. Нет проблем и в организации интервью.
СМИ области информационно сопровождают около 50 программ, реализующихся в стране и нашей области. Они касаются демографической ситуации, пропаганды здорового образа жизни, борьбы с преступностью и коррупцией, повышения туристической привлекательности региона, благоустройства городов и поселков, развития малых и средних городов, работы аграрного сектора и множества других вопросов.
С другой стороны, средства массовой информации – действенный инструмент обратной связи между населением и органами власти. Направляя обращение в газету, общаясь с журналистом, человек раскрывает свои проблемы или акцентирует внимание на интересах какой-то группы общества, подсказывает, как эти вопросы можно решить. Если есть в его рассуждениях рациональное зерно, власть старается реагировать. Не случайно в «Гродненской правде», одним из учредителей которой является облисполком, есть рубрика «Глас народа. Вас услышали». Подобные рубрики есть и в районных газетах. Часто через статью в газете, радио-телерепортаж власть отчитывается о своей деятельности и ее эффективности.
Все эти функции выполняет насыщенное медийное пространство области. У нас зарегистрировано 95 средств массовой информации, в том числе 62 печатных СМИ. Издаются 46 газет и 15 журналов, 34 из которых являются государственными. Общий разовый тираж государственных газет составляет более 120 тысяч экземпляров, подписной тираж – более 100 тысяч.
Электронные региональные СМИ представлены «Телерадиокомпанией «Гродно», «Лидским телерадиообъединением», городским телерадиовещательным каналом «Гродно Плюс». Действуют 6 студий местного телевидения, 19 радиопрограмм. 24 субъекта хозяйствования оказывают услуги в сфере кабельного телевидения.
Кроме того, республиканские печатные и электронные СМИ имеют в области своих собственных корреспондентов. Как видите, чтобы общаться с населением посредством СМИ, органы власти имеют все возможности и активно их используют.
– Сотрудничество властных структур и региональных СМИ на Гродненщине становится все более тесным. Стало правилом, например, присутствие журналистов на еженедельных прямых линиях, которые проводятся руководством облисполкома, и регулярное оперативное информирование населения о заданных в их ходе вопросах и их решении. Ежеквартально Вы проводите пресс-конференции для представителей республиканских и региональных средств массовой информации с выездами в районы. Чем, на ваш взгляд, эффективна такая практика?
– Я уже сказал, что мы стараемся быть максимально открытыми для прессы. Присутствуя на тех же прямых линиях, журналист подмечает, какие вопросы волнуют людей. Это может стать темой для статьи, репортажа. В то же время он видит, какие и кому даются поручения, чтобы решить проблему человека. Часто вопрос снимается быстро, что называется, на месте. Отдельные проблемы требуют изучения, и их решение занимает определенное время, а случается, что люди выдвигают необоснованные требования или такие, на реализацию которых у органа власти в настоящее время нет необходимых ресурсов. Все это желательно донести до широких кругов населения через прессу. На прямой линии представители СМИ могут пообщаться с руководителем в неформальной обстановке, что-то для себя уточнить, завязываются личные контакты, и это идет на пользу делу. Ежеквартальные пресс-конференции руководителя области дают возможность получить информацию, что называется, из первых уст. Закрытых тем для нас нет.
Что касается практики проводить пресс-конференции председателя облисполкома с выездом в район, то она себя оправдала. В каждом регионе области есть свои особенности, достопримечательности, интересные формы работы. В Островецком районе представители СМИ посетили площадку строящейся Белорусской атомной станции, в Сморгонском – приняли участие в открытии музея-усадьбы великого композитора Михала Клеофаса Огинского, в Слонимском – провели пресс-конференцию и подвели творческие итоги года в только что отреставрированном историческом здании, где прописался местный драматический театр. В самом развитом аграрном районе – Гродненском, познакомились с передовым хозяйством – СПК имени Деньщикова, а на Дятловщине изюминкой стало посещение двух санаториев, в том числе и недавно построенной иностранным инвестором здравницы «Альфа Радон». Журналисты все подмечают, их работа помогает распространить передовой опыт.
– О роли и месте региональных СМИ в нашей области убедительно свидетельствует и то, что главный редактор областной газеты входит в состав исполкома. Чем, на ваш взгляд, полезно для власти тесное взаимодействие со СМИ?
– Скажу больше – главные редакторы местных газет являются членами исполкомов в абсолютном большинстве районов области. Это сделано не только потому, что мы заинтересованы, чтобы газета была в курсе всех событий. Профессия журналиста требует всесторонней эрудиции, умения схватывать суть явления, давать ему правильную оценку, видеть перспективу развития ситуации. И в этом плане главный редактор, который пока шел к этой должности, как правило, получил богатый жизненный опыт, выделился среди коллег своим профессионализмом, для любого исполкома – ценный кадр. В нашей области сложился крепкий редакторский корпус. Свидетельством этого являются творческие достижения последнего времени.
Триумфальным для нас по итогам стал XII Национальный конкурс печатных средств массовой информации. Пять газет Гродненщины получили престижные награды, в том числе три «Золотые Литеры». Победу в номинации «Лучший творческий проект года региональных, многотиражных печатных СМИ» отпраздновала газета «Астравецкая праўда» – лучшим стал ее проект «НЕограниченные возможности». Диплома лауреата в этой номинации удостоена щучинская газета «Дзянніца», представившая проект «Яго вялікасць беларускае слова». Газета «Перспектива» Гродненского района удостоена «Золотой Литеры» в номинации «Лучшие материалы социальной тематики». У нее же и диплом лауреата в номинации «Лучший интернет-проект». Газета «Новае жыццё» Новогрудского района предложила «Лучшие материалы культурной и историко-краеведческой тематики». Диплома лауреата удостоена «Свіслацкая газета». «Гродзенская праўда» отмечена дипломом в номинации «Лучшие материалы общественно-политической тематики».
В XI Национальном телевизионном конкурсе покорили «Телевершину» «снежные барсы» из «Лидского телерадиообъединения», взяв диплом I степени за лучший проект регионального телевидения и диплом III степени за лучшую программу для детей и юношества.
Награды свидетельствуют о качественно проделанной работе. Вместе с тем успехи наших журналистов не кружат им голову, знаю, что они осознают всю меру ответственности своего труда.
Чтобы наладить оперативный обмен информацией, решать вопросы методического сопровождения журналистской деятельности, на Гродненщине создан медиакластер. В негообъединились редакции «Гродзенскай праўды», районных газет, областное отделение Белорусского союза журналистов, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы и главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома.
Используя мощный потенциал кафедры журналистики ГрГУ имени Янки Купалы, ведущих журналистов-профессионалов, мы можем развивать наши СМИ так, как того требует время.
– Владимир Васильевич, в последние годы то и дело возникают разговоры об экспансии информационных интернет-ресурсов и жесткой конкуренции, которая при этом возникает среди печатных СМИ. Как Вам видится эта ситуация? Каково, по вашему мнению, будущее печатных периодических изданий?
– Интернет, конечно, конкурент очень сильный и с этим нельзя не считаться. С каждым годом он отвоевывает себе все больше места под солнцем, становится все более влиятельным по своему воздействию на людей, особенно на молодежь. Но не думаю, что он сможет окончательно победить прессу, которая выходит из-под пресса, то есть печатается на бумаге. Невольно вспоминается фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», один из героев которого в конце 50-х годов прошлого века пророчил: «Телевидению принадлежит будущее. Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение». Телевидение с тех пор семимильными шагами ушло вперед, но не «задушило» ни книгу, ни театр, ни кинематограф. Все эти искусства существуют параллельно, и я уверен, что желающие развернуть в минуту досуга газету не переведутся.
Но нужно идти в ногу со временем, и выход здесь, думаю, один – учиться эффективно работать в интернете, взять на вооружение его сильные стороны и самим активно присутствовать в виртуальном пространстве.
– Хотелось бы спросить у Вас как у читателя, какие источники информации предпочитаете? Какие смотрите телеканалы, читаете газеты?
– Должность председателя облисполкома априори предполагает необходимость анализировать огромный поток информации, который поступает из разных источников. Пресса для меня, может быть, источник не основной, но важный. Местные СМИ всегда остаются в поле внимания, и здесь мне прежде всего интересно, насколько объективно и профессионально подается информация о событиях в принеманском крае и как люди на нее отзываются. Приятно читать, слушать и смотреть позитивные репортажи, к примеру, о победах гродненцев в спорте, творческих конкурсах, олимпиадах. Поднимают настроение публикации о вводе в строй промышленных и социальных объектов. Всегда внимательно изучаю материалы проблемные, критические, стараюсь сразу на них реагировать. Порой бывает, что мой взгляд на событие не совпадает с оценкой его журналистом, но если в репортаже не сквозит заведомая тенденциозность, я к этому отношусь вполне лояльно. Разные взгляды, подходы, дискуссия – все это обогащает палитру общественной жизни в регионе. По большому счету у власти и прессы общие задачи.
– Вопрос, особенно актуальный в преддверии выборов. Как известно, Глава нашего государства поставил задачу провести выборы максимально спокойно и открыто. Как, на ваш взгляд, должна вести себя в этот период пресса?
– Пресса всегда должна занимать ответственную, взвешенную позицию. И в период подготовки и проведения выборов – особенно. Задача исполнительной власти – обеспечить условия для проведения спокойных и прозрачных выборов. Желание власти – чтобы в Парламент были избраны достойные кандидаты. Люди, которые имеют богатый жизненный и профессиональный опыт, понимают проводимую в нашей стране государственную политику.
Роль прессы – донести до широкого круга людей позиции кандидатов. Каждый из них может через СМИ озвучить свою позицию. При этом важно помнить, что есть основополагающие принципы, закрепленные в Конституции. Их должны придерживаться все без исключения.
И в предвыборное, и в любое другое время пресса должна освещать проблемы, волнующие людей, глубоко разрабатывать актуальные темы, пояснять людям вопросы, которые у них возникают. Например, вопросы ЖКХ, происходящие в этой системе перемены, вопросы приватизации жилья и арендного жилья. Все, что интересно людям, что их волнует, должно находить отражение в средствах массовой информации.
Татьяна ВАСИЛЁВКИНА
http://grodnonews.by/