А на чьей земле стоит твой дом?

Актуально 15 апреля 16 1317


Именно тема использования земли и оформления соответствующей документации звучала во время прямой линии с начальником землеустроительной службы райисполкома Иваном Николаевичем Корницким.

Представитель власти четко ответил на предъявленные претензии по поводу изъятия земельных участков под огород в Радуни: на земле должен быть порядок. Обратившиеся могут использовать землю при условии, если весь растительный и бытовой мусор, разросшийся кустарник будут убраны. А вот огородникам по переулку Коммунальному в райцентре придется «переселиться»: на месте бывших огородов будет возведен жилой многоквартирный дом.

Думаю, ответы Ивана Николаевича по поводу оформления документации на земельный участок заинтересует многих. Об этом поподробнее.

— Зачем вообще нужны документы на землю?

— Закон говорит, что собственник вправе пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом. Земля является недвижимым имуществом, поэтому сделки с ней подлежат государственной регистрации. Распоряжаться землей — значит иметь возможность подарить, продать, заложить, т.е. совершать сделки по отчуждению имущества. Однако без полного комплекта документов на землю распорядиться ей или строениями на ней не получится.

Если раньше для того, чтобы продать дом, достаточно было иметь правоустанавливающий документ на объект недвижимости — регистрационное удостоверение, свидетельство о праве на наследство и др., то сейчас этого мало. Таким образом, документы на землю нужны для того, чтобы была возможность распоряжаться землей и недвижимым имуществом, а также для подтверждения ваших прав на землю в спорных ситуациях. Например, при обращении в суд по поводу «земельных» споров у вас даже заявление не примут без наличия свидетельства о госрегистрации земельного участка.

— Стоит ли паниковать людям, не имеющим свидетельства о госрегистрации земельного участка?

— Паниковать не стоит. Но, безусловно, нужно задуматься. Особенно тем, кто планирует продавать или иным образом отчуждать недвижимое имущество.

— Куда обращаться по оформлению документов на землю?

— С копией технического паспорта на дом и паспорта владельца необходимо придти в землеустроительную службу райисполкома либо в сельский исполнительный комитет по месту нахождения земельного участка. После подачи заявления установленной формы пакет документов отправляется в УП «Проектный институт «Гродногипрозем». Оплатив услуги, ждать геодезиста из области или землеустроителя, которые приедут и сделают обмеры земли, вам придется 1-3 месяца. После этого надо будет обратиться с заявлением о выделении в собственность либо пожизненное наследуемое владение земельного участка. На основании решения райисполкома предстоит зарегистрировать и получить свидетельство о государственной регистрации создания земельного участка, возникновения права собственности на земельный участок, возникновения иных прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок. Приблизительная общая сумма оплаты оформления земельного участка до 25 соток составляет 1,5 млн. рублей. При долевом владении домом обратиться за оформлением данных документов может один из владельцев. Более подробную информацию можно узнать по телефону 2-12-77.

— Что лучше: собственность, аренда или пожизненное наследуемое владение?

— Если у вас есть неоформленный земельный участок, возможны три варианта его регистрации. В первом случае участок становится вашей собственностью, которую вы имеете право продать, завещать или подарить. А в двух других случаях он остается собственностью государства. То есть распоряжаться им вы не можете. Но если на участке есть дом, на который у вас зарегистрировано право собственности, то вы имеете право продать или передать по наследству этот дом, а вместе с ним к покупателю или наследнику перейдет право пожизненного наследуемого владения участком или его аренды. Об этом говорится в Указе Президента Беларуси №667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков». Но есть исключения. Например, если покупатель или наследник не гражданин Беларуси, он может брать землю только в аренду.

При аренде земельного участка заключается договор, в котором определяется арендный срок (максимум — 99 лет) и арендная плата, которая вносится до 15 ноября ежегодно. Земельный налог при аренде платить не нужно.

При получении участка в пожизненное наследуемое владение договор не заключается, и вы сможете пользоваться участком в течение всей жизни. Вам нужно будет лишь платить земельный налог.

Галина ШЛЕМПО.

Фото Олега БЕЛЬСКОГО.
Добавление комментария
CAPTCHA
*