Выбирай правильные продукты
Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 года. Спустя два года Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей, после чего потребительские права получили международное признание и законность. В 2016 году в Беларуси этот день проходит под девизом «Здоровое питание — выбор современного потребителя».
Чему верить и что проверить?
Питание человека претерпело существенные изменения. Во-первых, при таком ритме жизни на нормальный прием пищи зачастую просто не хватает времени. И в результате пищевой рацион строится из сплошных «перекусов» и «перехватов», на бегу или в перерывах между срочными делами. Во-вторых, появляются новые технологии и новые продукты питания, одни из которых просто вредны, другие нежелательны, третьи можно употреблять с оговоркой. Принимая во внимание эти факты, все больше белорусов стремятся приобретать качественную и безвредную продукцию. Знакомая картина: молодая мама, выбирая в магазине творожок или йогурт для ребенка, вчитывается в надписи на упаковке: «источник кальция и 5 витаминов», «без добавления искусственных красителей и консервантов», «натуральный». Как правило, такие сведения размещаются на лицевой стороне упаковки и действуют практически безотказно. Но что стоит за этими обещаниями производителя? Это сто и один рекламный ход, чтобы убедить в пользе нас — покупателей! В составе творожного десерта одного из производителей, утверждающего его полезность, я насчитала почти десять добавок, в том числе «Е» разных видов, загустителей и ароматизаторов — половина. Как найти действительно натуральный продукт и есть ли на вороновских прилавках таковые, выясняла «ВГ».
Зеленая «печать»
С 1 июня 2008 года введен в действие технический кодекс (ТКП 126-2008), определяющий правила маркировки продуктов питания знаком «Натуральный продукт». Знак представляет собой ярко-зеленый круг с надписью «БИО», который размещен в центре белого круга, имеющего зеленую кайму и надпись «Натуральный продукт. Беларусь». Он может быть нанесен на потребительскую тару, этикетку, ярлык, контрэтикетку, кольеретку, листок-вкладыш, сопроводительную документацию, рекламный проспект. Такая маркировка должна являться для потребителей настоящим и компетентным помощником в выборе товара на основе достоверной информации.
Для получения права нанесения такого «знака отличия» изготовитель подает заявку и установленный комплект документов в орган по сертификации пищевых продуктов — это центры стандартизации, метрологии и сертификации, расположенные в регионах республики, Белорусский государственный институт метрологии и РУП «НПЦ НАН Беларуси по продовольствию» в Минске. Узнать о продуктах, удостоенных знака «Натуральный продукт», можно на сайте Госстандарта www.gosstandart.gov.by.
Без химии
Сейчас в стране более 560 видов продуктов можно смело назвать натуральными. Их производители получили сертификаты на право маркировать продукцию значком «Натуральный продукт». В Гродненской области предприятия активно включились в движение за право наносить марку «Натуральный продукт». В лидерах — ОАО «Молочный Мир», «БелЛакт», Гродненский мясокомбинат, Скидельская птицефабрика, Щучинский маслосырзавод. Особенно много сертификатов выдано на молоко, творог, сметану, кефир, минеральную и питьевую воду.
Что значит «натуральный»?
Знак «Натуральный продукт» может быть нанесен на продовольственный товар из натурального продовольственного сырья животного и (или) растительного происхождения без применения методов генной инженерии. То есть животные должны быть выращены без применения антибиотиков, стимуляторов откорма, гормональных препаратов, а растения — без применения стимуляторов роста, пестицидов, методов генной инженерии. Продукт не должен содержать пищевые добавки, в том числе красители, стабилизаторы, загустители, усилители вкуса. Исключением являются лишь добавки природного происхождения. Кроме того, маркироваться может только продукция в упаковке. Предприятие должно представить документ, который подтверждает качество и безопасность упаковки. Продукт, претендующий на звание натурального, должен также соответствовать гигиеническим нормативам, установленным Министерством здравоохранения Республики Беларусь, и другим действующим стандартам. Маркировка знаком «Натуральный продукт» носит добровольный характер и проводится по инициативе заявителя на серийно изготовляемую продукцию или ее партию.
В поисках заветного знака
Конечно, лишь некоторая продукция достойна иметь зеленую эмблему. К примеру, колбасы даже самого высокого качества содержат нитрит натрия — химический ингредиент, стабилизатор цвета. Традиционные технологии производства сыров также допускают применение химических ингредиентов. И все же есть продукция, выпускаемая без искусственных добавок.
Экскурсия по магазинам райцентра оказалась достаточно сложной. В поисках зеленого знака то и дело отвлекаешься на яркие упаковки, рекламу и красные цены. Подойдя к витрине с молочными продуктами, ищу заветные пачки и бутылки с отметкой «Натуральный продукт». В глаза они не бросаются, да и продавцы при просьбе помочь смотрят с недоумением, но при этом пытаются предложить отличные, по их мнению, продукты. Пришлось все пакеты с молоком перебрать, пока обнаружила нужное. Думаю, не лишним было бы завести отдельные полки, на которых разместились бы именно товары со знаком «Натуральный продукт», они сослужили бы хорошую службу покупателю.
По мнению специалистов, в нашей стране экологическая культура потребления только формируется, и начало этому процессу положено проектом «Натуральный продукт». Пока же, покупая йогурт или молоко, мы чаще всего обращаем внимание на логотип производителя, а определяющим фактором выбора чаще всего становится цена. Является ли продукт экологически чистым и натуральным, не содержит ли добавок и находится ли в экологической упаковке, задумываются немногие: только 15% покупателей, как показал опрос, проведенный сетью «Зеленое партнерство» и Белорусским обществом защиты потребителей. При этом за экологическую чистоту продуктов готовы дополнительно платить 70% потребителей, но не более чем 10% от цены на обычные.
Галина ШЛЕМПО.
Фото автора.
Это сто и один рекламный ход, чтобы убедить в пользе нас — покупателей!
Зеленая «печать», значок «Натуральный продукт», Без консервантов, другие значки и медали (в большинстве случаев) - у нас Это сто и один рекламный ход, чтобы убедить в пользе нас — покупателей! РЕКЛАМНЫЙ ХОД !
Один из простейших примеров. Пишут что без консервантов, а в составе может быть огромное содержание соли, сахара, уксусной или лимонной кислоты! А это консерванты!!! И часто в больших количествах более вредные чем другие консерванты.
Ох и права Галина написав: Но что стоит за этими обещаниями производителя? Это сто и один рекламный ход, чтобы убедить в пользе нас — покупателей!
Что проверить? Срок годности товаров Родного кута по Советской, потому как часто продают с истекшим сроком годности, особенно товары приготовленные в столовой и ресторане.
Из опыта покупок знаю, что Если нету ценника на товар "кулинарии", то почти 100% что товар "просроченный".