Как будем платить дорожный сбор: Правительство и депутаты ищут развязку в затянувшемся вопросе

Актуально 06 декабря 20 783
Как будем платить дорожный сбор: Правительство и депутаты ищут развязку в затянувшемся вопросе

Совершенствование взимания платы за допуск к дорожному движению детально обсуждалось на совещании у Президента в середине ноября. Тогда Глава государства поручил разобраться с дорожным сбором на уровне Правительства и Парламента. Главные принципы, которыми будут руководствоваться при выработке решения этого вопроса, — простота оплаты, справедливость и возможность обеспечить сбор этого платежа. Как предлагают решить данный вопрос и когда могут заработать новые правила, выяснял корреспондент «Р».

Баланс интересов

Набившая оскомину для автомобилистов тема дорожного сбора длится с 2014 года. Именно тогда в стране появился соответствующий налог. И без его оплаты сейчас попросту не допускают к прохождению тех­осмотра. Сумма, надо признать, немалая. При этом штраф за отсутствие техосмотра значительно меньше суммы налога. По этой причине многие автомобилис­ты начали игнорировать эту обязательную процедуру. И с 2015-го наблюдается постепенное снижение количества выданных разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. По данным унитарного предприятия «Белтехосмотр», только за десять месяцев 2020-го число машин, прошедших техосмотр в сравнении с прошлым годом, сократилось почти на 37 процентов. Объясняется все просто. Автомобилисты ждут окончательного ответа: быть или не быть сбору.

Правительство рассматривало несколько вариантов. К примеру, в 2018-м предлагалось отвязать уплату пошлины от прохождения техосмотра с возможностью ее оплаты через ЕРИП на срок от одного месяца. А уже год спустя дорожный сбор решили не привязывать к прохождению тех­осмотра, а процедуру его оплаты заметно упростить. Кроме того, был вариант включения налога в стоимость автомобильного топлива. Это вызвало много дискуссий. В итоге точки над «i» не были расставлены. И вот сейчас Правительство подготовило проект указа. Новшество — упразднить гос­пошлину и ввести вместо нее плату за пользование дорогами и отдельными элементами улично-дорожной сети. Она будет взиматься независимо от техосмотра. Предполагается, что платить можно дифференцированно — за месяц, несколько месяцев, год или два.

Общий знаменатель

Новые подходы на прошлой неделе детально обсудили за круглым столом в Палате представителей. Тема актуальная, поэтому и дебаты получились горячими. Тем не менее общий знаменатель найден. Член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Сергей Стельмашок поделился с нами, какой вариант рассматривается в качестве приоритетного:

— Наши граждане практически перестали проходить техосмотр и оплачивать госпошлину в связи с тем, что ее цена достаточно высока. Если брать по 2020 году, то в стране будет собрано только 14 процентов налогов от планируемых в этом отношении. Остро стоит вопрос в том, чтобы сделать схему взимания платы за дороги весьма прозрачной. Хотим мы этого или нет, но дорожного сбора, который сейчас формируется в бюджете, недостаточно для содержания дорог. Если еще основные магистрали находятся в приемлемом состоянии, то в районных центрах и деревнях они оставляют желать лучшего. Чтобы их восстановить, отремонтировать и дальше поддерживать в надлежащем состоянии, необходимы средства. Поэтому принято решение, что госпошлину мы отменим. Вместо нее будет плата за пользование дорогами и отдельными элементами улично-дорожной сети. И что самое главное — она будет отвязана от техосмотра. При этом будет действовать по заявительному принципу.

Еще один вопрос, который активно обсуждается, — необходимость внедрения дифференцированного подхода оплаты. Ведь не секрет, что сейчас характер взимания пошлины не учитывает интенсивность применения транспортного средства, а значит, и частоту эксплуатации дорог. Проще говоря, одинаково платит и тот, кто за год проезжает десятки тысяч километров, и, к примеру, пенсионер, который в сезон раз в неделю бывает на даче.

— Платить ее можно дифференцировано как за месяц, несколько месяцев, так и за год, — продолжает Сергей Стельмашок. — Если будет производиться оплата за год вперед, то предусматривается льгота по уплате от общей суммы до 20 процентов. Соответственно, для всех категорий, в том числе и для пенсионеров, которые задействуют автотранспорт в летнее время, это достаточно удобно. Кроме того, помесячная оплата будет на десять процентов меньше по отношению к существующей сумме госпошлины. Так, если на сегодня плата за легковую машину весом 1800 килограммов — 166 рублей, то по новым правилам, если человек заплатит за год, то с учетом предусмотренной скидки эта сумма составит уже 120 рублей. Разница ощутима. При этом будут ужесточены штрафы. Пока еще однозначно не определились, какой должна быть сумма. Но если на данный момент штраф всего от 1 до 3 базовых величин, то он станет несколько больше, чтобы мотивировать людей к уплате сбора.

Взвешенный подход

По оценкам специалистов, новый механизм может принести в дорожный фонд дополнительно около 150 миллионов руб­лей в год. Сейчас ежегодно собирается примерно 300. В частности, министерство финансов ожидает, что с изменением порядка уплаты поступления вырастут до 450—500 миллионов рублей в год. При этом если бы дорожный сбор был включен в цену топлива, как ранее предлагалось, то, по словам пресс-секретаря ведомства Ирины Комар, это спровоцировало бы негативные экономические последствия:

— По нашим расчетам, включение дорожного сбора в стоимость топлива нецелесо­образно. Во-первых, это приведет к росту цен на бензин, причем единовременно на десять копеек. Также это окажет инфляционное влияние на экономику. Кроме того, сразу же возникнет так называемый кассовый разрыв в дорожном фонде. Для понимания, речь идет о сумме в 120 миллионов рублей. Это средства, которые надо будет вернуть тем, кто уже заплатил сбор и для кого подорожало топливо. Во-вторых, это повлечет увеличение объемов финансирования из бюджета органов и организаций, которые в настоящее время освобождены от уплаты госпошлины. А это дополнительные расходы бюджета в расчете на год около 100 миллионов рублей. Станет невозможным и предоставление льгот отдельным категориям плательщиков. И, в-третьих, такой вариант негативно скажется на доходах бюджета из-за вынужденного уменьшения налоговой составляющей в цене на топливо, вызванного ежегодным повышением стоимости нефти для белорусских НПЗ.

Эту позицию разделяет и заместитель председателя Постоянной комиссии по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Палаты представителей Национального собрания Владимир Азаренко. По его словам, при принятии окончательного решения необходимо соблюсти максимальный баланс интересов:

— Люди приобретают горюче-смазочные материалы не только для машин, но и для использования в бытовых нуждах — стрижки газонов, распиловки дров и т. д. И не корректно, если они станут платить дорожный сбор при покупке бензина. Считаю верным отвязать его от техосмотра. А чтобы заинтересовать людей, нужно предоставлять скидки. Вопрос стоит, чтобы деньги с пошлины отчислять и на экологию. Но считаю, что это неправильно. Если люди станут еще больше проходить техосмотр, то выбросы углекислого газа в атмосферу будут заметно регулироваться. И это даст синергетический эффект. И самое важное здесь — вопросы дорожной безопасности. Ведь в регионах, не секрет, люди практически не проходят техосмотры из-за действия дорожного сбора. Другие используют технику раз в сезон или раз в год, а платить приходится за целый год.

Контроль за уплатой предполагается с помощью фото- и видеофиксации. Сейчас все предложения формируются в общий пакет и будут вноситься на рассмотрение Президента. Предполагается, что в результате выйдет либо соответствующий указ, либо закон. Эксперты заверяют: обоюдное решение законодательной и исполнительной власти может заработать уже с 1 января 2021 года.

СБ
Добавление комментария
CAPTCHA
*