Что делать, если у близкого человека начинается деменция
Антонина
Татьяна Каральчук: – К сожалению, данная проблема на сегодняшний день очень актуальна. Последние статистические данные свидетельствуют, что в разных странах мира общее количество больных деменцией стремительно возрастает. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, деменцией страдают более 55 млн. человек (8,1% женщин и 5,4% мужчин в возрасте старше 65 лет). Ожидается, что к 2030 году этот показатель вырастет до 78 млн., а к 2050 году – до 139 млн.
Мир человека с деменцией можно представить как пазл из тысяч деталей, из которого выпадают все новые и новые кусочки. Вот картина кажется логичной и целостной – и внезапно человек добираетесь до дырки на месте выпавшей детали. С одной стороны, эти внезапные провалы нередко вызывают тревогу. Мозг тратит много сил на «достраивание» связей, событий, объяснение себе самому, что это за люди вокруг и что происходит. Иногда «провалы» заполняются вовсе неправдоподобно.
Часто на продвинутой стадии болезни человек не помнит, как оказался там, где он находится, и что за люди его окружают, и очень волнуется, изо всех сил стремится попасть домой (например, где жил в детстве) или, например, не опоздать забрать из детского сада ребенка (которому уже пятьдесят, и он пытается убедить родителя, что забирать из сада никого не надо).
С другой стороны, часто деменцию называют «милосердной болезнью» в том смысле, что человек до конца не осознает своей проблемы – врачи называют это утратой критики к своему состоянию. Страх и тоску испытывают близкие, видя, как мало осталось от личности человека, которого они любят. Самому же болеющему кажется, что если проблемы и есть, то они не в нем: это соседи перелезают через балкон 9-го этажа, воруют и перекладывают вещи, а сам-то он хоть и раздражен, но в порядке.
Как же помочь близкому человеку с выраженной деменцией?
• Выстроить предсказуемый и стабильный распорядок дня. Это снизит тревогу, продлит самостоятельность.
• Максимально использовать сохраненные навыки. Если человек может застегивать пуговицы, но делает это очень медленно, лучше заложить время на то, чтобы он сделал это сам. Если он может участвовать в готовке пищи, например, с постоянными инструкциями типа «теперь порежь это», надо давать ему эту возможность. Так замедляется угасание и других навыков.
• Человеку может быть важно занять руки. Даже если это будет разрывание ненужной бумаги на полоски или плетение косичек из веревочек.
• Не оставлять человека наедине с лекарствами, контролировать, что он их принимает; при продвинутой степени деменции в доступе должны быть только таблетки на ближайший прием. Человек может забыть, что уже принял лекарство, и многократно превысить дозу.
• Нет смысла спорить и доказывать что-то человеку с деменцией. Иногда сменить тему, отвлечь, иногда подыграть, иногда посочувствовать, не уточняя. Переубеждать бесполезно.
• Если вам не удалось уговорить человека принять таблетку, помыться, стоит попробовать чуть позже, не доказывая необходимость, а ровно и доброжелательно пригласить к действию.
• Нежелание принимать таблетки – нередкая проблема, и это бывает связано, например, с трудностью проглотить твердую капсулу, страхом подавиться. Стоит подбирать другие формы лекарств с врачом.
• Зачастую люди с деменцией не могут рассказать, что у них болит. Необъяснимые изменения в поведении могут означать недомогание, и определить, что происходит, бывает непросто. Главное понимать, что люди, скорее всего, это делают не со зла.
• Люди с деменцией бывают склонны уходить из дома. Есть смысл разложить по всем карманам записки с именем, адресом и телефоном близких. Если человек согласен носить браслет или кулон – пусть это будет браслет с возможностью отслеживать геолокацию.
• Позаботьтесь о себе! Если ухаживающие выгорят и потеряют здоровье – человеку с деменцией легче не станет. Обращайтесь за помощью социальных служб, сиделок, психологов, групп поддержки. Уход и присмотр 24/7 заведомо непосилен для одного человека.
Татьяна Каральчук,
психолог.
https://lidanews.by/