От деревянного домика до современного дворца. Узнали, как менялся железнодорожный вокзал в Гродно

Общество 04 августа 24 370
От деревянного домика до современного дворца. Узнали, как менялся железнодорожный вокзал в Гродно

Железнодорожный вокзал в Гродно хранит в себе истории, которые могли бы заполнить целую библиотеку.

В месте встреч и прощаний каждый день кипит жизнь: поезда приходят и уходят, пассажиры спешат навстречу судьбе. Мы отправимся в увлекательное путешествие по страницам времени. Поезд начнет свой прямой путь с 18-19 века и прибудет на конечную – современный железнодорожный вокзал. Остановки будем совершать только ради интересных фактов. Билет покупать не нужно, он у вас и так есть – этот одностраничный текст.

vokzalgrodno.jpg

Первый вокзал был деревянным

Движение по первой железнодорожной линии, проложенной по белорусской земле, началось 27 декабря 1862 года, когда был открыт участок Гродно – Поречье Петербурго-Варшавской железной дороги. На станции Гродно появилось скромное деревянное здание вокзала. Однако спустя 6 лет на его местевозвели новое капитальное строение, напоминавшее дворец. Вокзал был выполнен в стиле эклектики: элементы классицизма и строгая симметрия, полуколонны, пилястры. Центральную двухэтажную часть здания соединяли галереи с двумя флигелями. 

10 июля 1898 года был утвержден проект расширения вокзала. Главным архитектором стал академик Ксаверий Скаржинский, создавший проект водонапорной башни на станции Санкт-Петербург-Варшавский. Вокзал функционировал дальше, но во время боев за освобождение Гродно от немецко-фашистских захватчиков был разрушен. Восстановление шло с 1944 по 1948 год, только тогда постройка вновь обрела свою прежнюю красоту.

В 1986 году старое здание было снесено, и на его месте вырос новый современный вокзальный комплекс. 

Кирпичный завод рядом с «железкой»

Окунемся в прошлое. Представим себе железнодорожный вокзал 1868 года. Главный вход. На первом этаже заходим в вестибюль. Рядом расположены кассы, покупаем билеты. До прибытия поезда еще достаточно времени, поэтому хочется скоротать его с пользой. На втором этаже и в боковых крыльях функционируют уютные залы ожидания. Выходим с вокзала подышать воздухом. Внимание привлекают несколько зданий у железнодорожного переезда. В одном – квартиры железнодорожников. Кстати, раньше внутрь жилого дома заходили рельсы, ведь строили его изначально как локомотивное депо. Со временем размеры техники увеличились и она не помещалась внутрь. 

Неподалеку от железнодорожного вокзала расположена кафлярня. Кто бы мог подумать, что спустя 20 лет кирпичный завод приобретет большую популярность. 

– В 1885 году в Гродно случился большой пожар. Сгорел практически весь центр города. Подобные ЧП происходили в городе примерно каждые 40 лет. В середине 18 века в Российской империи даже был принят закон, который запретил строительство деревянных домов в городах и крупных поселках. Гродно пришлось отстраивать из новых материалов, – рассказывает Никита Каспер, научный сотрудник Новогрудского историко-краеведческого музея. – Именно тогда производство кирпича значительно выросло, с 1885 по 1890 год предприятие выпустило более 4 миллионов кирпичей. 

Старший представитель семьи Друцких-Любецких Александр вторую половину 19 века назвал лучшим временем для инвестиций в развитие строительной отрасли в Гродно. В 1894 году он начал планировать строительство новой фабрики по производству черепицы. По плану это было двухэтажное здание, в котором разместился завод. Место для будущей застройки он выбрал за чертой города, за железной дорогой Санкт-Петербург – Варшава. 

 Строительство предприятия планировалось недалеко от железнодорожных путей, нужно было специальное разрешение начальника Петербургской железной дороги, – рассказывает Никита Каспер. – В сентябре 1894 года Александр получил особое удостоверение, в котором было отмечено, что ветка Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги не имеет причин отказаться от строительства здания, но настоятельно рекомендует начать строительство предприятия на расстоянии 100 метров от железной дороги. 

С тех пор прошло уже 156 лет. 

Вид вокзала со стороны города, начало 20 века.jpg
Вид вокзала со стороны города, начало 20 века

Комната отдыха, WI-FI И СТОЛОВАЯ

Перенесемся в современность. На месте бывшего локомотивного депо сегодня красивая отреставрированная пятиэтажка с мансардой. Что же стало с кирпичным заводом?

– Кафлярня передавалась из поколения в поколение Друцких-Любецких. После смерти последнего мужчины в семье Мария Друцкая-Любецкая стала управляющей предприятием. Она продала завод еврею. Он оказался нечестным партнером и купил его по запредельно низкой стоимости. Эпизод привел к долгим судебным разбирательствам, но кафлярня так и осталась в руках нового владельца, – рассказывает Никита Каспер.

Сейчас от завода ничего не осталось.

А что с вокзалом? Разобраться помогла начальник вокзала Юлия Мазец.

Подходим к вокзалу со стороны остановки «улица Буденного». Нас встречает одно из самых красивых зданий областного центра. Неудивительно, ведь в 2011 – 2013 годах железнодорожный вокзал в Гродно полностью реконструировали. В здании просторный кассовый зал. Как рассказывает Юлия Мазец, все большую популярность у пассажиров набирают терминалы самообслуживания.

На вокзале можно воспользоваться услугами комнат отдыха, столовой, камерами хранения, медпунктом, банковским отделением. В зале ожидания оборудованы специальные стойки для зарядки телефонов и других гаджетов. На привокзальной площади для удобства пассажиров установлены указатели расположения основных объектов, оборудованы места для курения, велопарковка. 

 На третьем этаже вокзала находятся комнаты отдыха. С начала года их услугами воспользовались более 2 тысяч человек, – рассказывает Юлия Мазец. – Заселиться в комнаты отдыха можно на полсуток или сутки, забронировав места заранее.
Многие объекты комплекса железнодорожного вокзала полностью переоборудованы для лиц с ограниченными физическими возможностями, которые при необходимости всегда могут рассчитывать и на помощь работников вокзала.

Вот мы и связали прошлое и настоящее. Память об истории помогает нашему железнодорожному вокзалу прокладывать дорогу 
в будущее. 

В ТЕМУ

Старый вокзал запомнился многим благодаря детскому фильму «Миколка-паровоз», снятому кинорежиссером Львом Голубом в 1956 году. Эта кинолента навсегда сохранила в своих кадрах атмосферу того времени.

инфо железнодорожная отрасль 2_page-0001.jpg
Илона КОСТЮК

Фото:из открытых источников

https://grodnonews.by/