Удар «под дых» Варшаве. Что сподвигло польского судью просить в Беларуси политическое убежище

Общество 19 мая 24 488
Удар «под дых» Варшаве. Что сподвигло польского судью просить в Беларуси политическое убежище

Удар «под дых» Варшаве. Что сподвигло польского судью просить в Беларуси политическое убежище

Судья покинул свою страну ввиду несогласия с проводимой Польшей политикой.

Сказано

­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

– Абсолютно нормальный, патриотичный поляк. Нигде коллеги о нем плохо не сказали. Но это удар под дых кому – властям Польши. Вот они и начинают: предатель, такой-сякой. Никакой он не предатель. Но он реально смотрит на вещи, сравнивает Польшу и Беларусь и делает выводы. Мы его предупредили: ты можешь дать пресс-конференцию и прочее, смотри, ты ставишь себя под удар. «Я не боюсь. Я должен сказать правду, что происходит в Польше». И это вызвало очень широкий резонанс.

Во время общения с журналистами на торжественных мероприятиях в честь Дня Победы в Минске, 9 мая 2024 года.


Что подвигло польского судью попросить в Беларуси политическое убежище? Смелый и шокирующий для польских властей шаг – судья из Варшавы Томаш Шмидт, ранее являвшийся руководителем юридического отдела в Национальном совете судей Польши, покинул свою страну и попросил политического убежища в Беларуси ввиду несогласия с проводимой Польшей политикой. Мало того, перебравшийся в Минск диссидент заявил о том, что за свою самостоятельную политическую позицию он у себя на родине подвергался преследованиям. Анализируем, почему граждане западных государств все чаще ищут у нас защиты от происходящего произвола.

Эффект информационной бомбы

Этот шаг, анализирует декан факультета журналистики БГУ Алексей Беляев, вызвал в Польше эффект информационной бомбы. И речь здесь не только о просьбе о предоставлении политического убежища. Судья-диссидент дал в Минске уже не одно интервью, в которых заявил, что власти Польши под влиянием США ведут страну к войне, что ее народ выступает за мир и добрососедские отношения с Беларусью и Россией, что паны-политики должны серьезно задуматься о восстановлении диалога. Томаш Шмидт назвал ­­Президента Беларуси «человеком, который многое вложил, чтобы в нашем регионе была стабильная ситуация». А саму Беларусь – «страной, у которой есть огромный потенциал и очень мудрый руководитель». От того, как Беларусь пытается представить Запад, риторика Шмидта отличается как небо и земля.

bblkfzbb8qjdzrjpem7l9fuh1c42w4o1-scaled.jpg
– Не к ним кто-то бежит, просит убежище, как они рисуют всему миру, поскольку представляют себя цветущим садом, а от них бегут, – говорит о том, почему настолько раздражен Запад, Алексей Беляев. – То, что это взорвало информационное пространство и наши оппоненты даже не знали, как реагировать, прекрасно. При этом я знаю не одного польского гражданина, который сбежал из родной страны. 


И они все говорят, что современная Польша, к сожалению, уже не страна для поляков. Это страна, которая полностью зависит от США и которая из-за деятельности Вашингтона сегодня втянута в жесткое противостояние с Россией и Беларусью вопреки своим национальным интересам. Польское информационное пространство сегодня накачивается ненавистью, русофобией, а вывернутое наизнанку сознание политических элит Польши абсолютно не соответствует истинному самосознанию, идентичности народа этой страны. Поскольку невозможно жить в этой обстановке лжи, политического фарса и постоянного давления на тех, кто пытается говорить правду, люди вынуждены бежать. И слава богу, что они могут найти пристанище на территории Беларуси. 

Здесь им будет обеспечена защита. При этом Беларусь никогда не пыталась указывать полякам, как им жить. Это не в правилах белорусской дипломатии. Мы никогда не пытались навязывать полякам какие-то принципы. Единственное, что мы требовали, – уважения к нашей стране.

Никакого позитива!

Политический обозреватель издательского дома «Беларусь сегодня» Максим ­Осипов – из тех, кто заявления Томаша Шмидта на собранной в Минске пресс-конференции услышал, что называется, из первых уст и одним из первых. Делится впечатлениями: это был серьезный удар по польской информационной политике.

d203072ddd440ed20d42ae84bd69598a.jpg
– Данный поступок, по сути дела, опровергает и пробивает колоссальную брешь в польской пропаганде – антибелорусской и антироссийской, – которая годами создавала образ наших стран, – отмечает журналист. – Ни один центральный канал никогда не покажет брифинг официального представителя МИД России Марии Захаровой, не расскажет (даже не комплиментарно, хотя бы нейтрально!) о ситуации в Беларуси и России. Поляки узнают об этом из Telegram, который пока не запрещен. А Томаш Шмидт пытался донести до белорусской журналистской аудитории информацию, которая и так не секрет. Например, о том, насколько несамостоятельной является польская политика. И его, как правоведа, это обескураживает.

Паника официальной Варшавы

Заявления Томаша Шмидта на пресс-конференции в Минске действительно стали для поляков полной неожиданностью. Судья не только раскрыл политическую подноготную официальной Варшавы, но и честно признался: Беларусь полякам он хочет показать не такой, какой ее изображает польская пропаганда, а дружественной. Такой, какой ее видят приехавшие к нам иностранцы. Польским властям такая риторика, понятное дело, не понравилась...

kky0o9dqk5p5r5kab5f0s8hglpw4gsjx.jpg
– Чего только они в ответ не нагородили, я проанализировал… 
– отмечает депутат Палаты представителей Национального собрания Вадим Гигин. – Сначала заявили о том, что Шмидт воровал деньги, потом – что сдавал коллег, что у него не все в порядке с женой, затем – что он является то ли российским, то ли белорусским агентом. В общем, это была паника. Политики начали истерично, явно не сдерживая эмоций, давать комментарии. Потом, видимо, им сказали заткнуться. Тогда они информационную повестку вокруг Томаша Шмидта стали глушить. Но этого сделать не получится. 

Да, они будут пытаться его преследовать, наверняка готовить какие-то провокации. Но ведь, насколько я знаю, Томаш Шмидт такой не единственный. К нам на 9 Мая из Литвы, Латвии, той же Польши приезжало большое количество людей, симпатизирующих нашей стране и критикующих действующую польскую власть.

«Демократии и свободы в Европе нет»

Польские власти, ко всему прочему, пытаются навесить на Томаша Шмидта определенные клише. «Агент Путина», «агент ­­Лукашенко», «больной человек» – лишь малая толика того, что о нем нынче можно услышать из уст польского истеблишмента.

qxqxoo6c2fefv5c6yzyek8xlqrixk1ce.jpg
– Они называют больными всех, кто не вписывается в их политику, 
– акцентирует внимание лидер Либерально-демократической партии Беларуси, депутат Олег Гайдукевич. – А правда на самом деле проста: демократии и свободы в Европе нет. Это уже знают все, и европейцы к этому в принципе привыкли, но погибать и воевать им тоже не хочется. Они видят, к чему тянут ту же Польшу. И приехавший в Беларусь Томаш Шмидт об этом прямо говорит: «Я не хочу, чтобы поляки гибли и умирали за интересы даже не польской, а американской власти». И речь не только про Польшу. ­­Президент Литвы уже спешит своих «трех литовских солдат» отправить на учения в Украину. Сам пусть едет! Зачем ты литовцев тянешь на войну? Они этого хотят? 

Поэтому западным политикам я хочу сказать следующее: займитесь вы уже своими странами, экономикой, предприятиями, зарплатами. Вильнюс 330 миллионов тратит на создание линии балтийской обороны – лучше отдайте их пенсионерам, они спасибо скажут. Нет – война! А значит, к нам прибегут еще. Поляк ведь стал известным из-за того, что занимает настолько высокую должность. А сколько простых литовцев, поляков, немцев уже живут в Беларуси и радуются, что они переехали в мирную и спокойную страну?

Заявление Томаша Шмидта в адрес руководства польской судебной системы и президента страны Анджея Дуды

– Я подаю в отставку с должности судьи воеводского административного суда города Варшавы. Отставка с должности судьи – это выражение протеста против несправедливой и нечестной политики, которую проводят власти Польши в отношении Республики Беларусь и Российской Федерации. Этот поступок также является выражением протеста против действий, которые направлены на вовлечение моей страны в непосредственный вооруженный конфликт с Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Это также призыв к польским властям нормализовать и урегулировать добрососедские отношения между Республикой Польша, Республикой Беларусь и Российской Федерацией.

Фото:СБ и Пул 4 Регион