МЧС Беларуси — 25 лет. Вороновские спасатели — о профессиональных буднях

19 января 24 1179
МЧС Беларуси — 25 лет. Вороновские спасатели — о профессиональных буднях

1.JPG

Когда дежурная смена ПАСП-1 выезжала на тушение пожара одной из квартир в Вороново, бойцы не знали, что внутри находятся люди. Действовали по обстановке. Благодаря слаженности действий спасателей, двое пенсионеров были вызволены из огненной ловушки.

В МЧС всегда нужно быть готовым к работе в сложнейших условиях, сохраняя при этом самообладание. Это знает каждый огнеборец. В рядах Вороновского РОЧС сегодня доблестно служат как опытные бойцы, так и молодежь. Профессиональный праздник — хороший повод поговорить с ними о работе.

Миссия остается неизменной

Накануне Дня спасателя ровесники МЧС по профессиональному стажу и по возрасту рассказали о профессиональных буднях.

Старший инструктор-спасатель Радунского пожарного аварийно-спасательного поста Геннадий МУРАВСКИЙ 25 лет своей жизни посвятил службе в Вороновском РОЧС. 

2.JPG

Когда он стал огнеборцем, как отдельный орган МЧС еще не существовало, а специальная военизированная пожарная служба только-только была выведена из состава МВД. Можно, сказать, на глазах Геннадия шло становление ведомства. Чувствовалось это по расширению функций пожарных, которые уже не сводились только к тушению возгораний. Требовалась готовность оказывать помощь в самых различных ситуациях — от борьбы с жалоносными насекомыми до выполнения поисково-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

— За все время моей службы только форма одежды трижды менялась и совершенствовалась. Самая первая практически ничем не отличалась от солдатской. А еще мы некоторое время носили береты. У пожарных они были оливкогово цвета, — вспоминает Геннадий Муравский. — Нашей молодежи сложно и представить, что в те годы на тушение пожара четыре боевых расчета приезжали с общим объемом воды в 10 тонн, тогда как сегодня одна автоцистерна вмещает 10 и даже 11 тонн. Да и все пожарно-техническое вооружение было немеханизированным, подручного типа.

Безусловно, сегодня появилось много инноваций в борьбе с огнем. С помощью оборудования пневматического, гидравлического типа, электроинструмента бойцы открывают любые двери, разрезают металл и раздвигают конструкции. Повышенными техническими характеристиками сегодня обладают даже пожарные рукава.   

— Из новинок недавно получили многофункциональный инструмент «Хулиган» для вскрытия дверей и удаления других препятствий на пути пожарных. У себя на посту его еще ни разу не применяли, а ребята из ПАСЧ-1 уже испробовали его в деле, когда работали на пожаре в квартире. Отзывались хорошо, — рассказал Геннадий Владиславович.

Пожары раньше случались чаще, это помнят все огнеборцы того поколения. И зимы были более суровыми. В мороз на прежней технике было работать куда сложнее. А сколько физических сил затрачивалось бойцами на те действия, которые сегодня выполняются гораздо быстрее с помощью имеющегося оборудования! И, несмотря на трудности, все кто пришел на службу в конце 1990-х годов, остались верны своей профессии. Сегодня многие уже на заслуженном отдыхе. Из опытных пожарных, стоявших у истоков образования ведомства, в районном отделе осталось шесть человек. Они в прекрасной профессиональной и физической форме, как того и требует статус спасателя.

Артур Янкелайть, Валерий Каркота и Вадим Хлюст в службу спасения Вороновщины пришли в один год — в 2020-м. Какими были их первые шаги в профессию?

 3.JPG

Инспектора сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Вадима ХЛЮСТА хорошо знают в трудовых коллективах, так как он частый гость на предприятиях и в организациях, в детских садах, школах, на сельских сходах.       

— Родом я из Минской области. После окончания Университета гражданской защиты МЧС будущее место работы выбрал сам. Такая возможность была у меня из-за хорошей успеваемости. Конечно, ничего не знал о Вороново, просто из предложенных вариантов этот райцентр был ближе всего к дому, — рассказал В. Хлюст. — Коллеги отдела встретили доброжелательно, а в курс дел вводил мой предшественник на должности — старший инженер СОФ ГСЧС и ГО А.С. Винцкевич. Знакомил не только с обязанностями, но и с районом, руководителями учреждений и организаций. С ними мне предстояло работать в тесном взаимодействии. Ведь я провожу профилактическую работу с населением всех возрастов — от малышей до пенсионеров. Выступать перед любой аудиторией непросто, сразу это и ощутил. Все по-разному реагируют на информацию, которую доносишь. К примеру, чтобы удержать внимание детей, приходится применять игровые приемы. Моя работа во многом еще и творческая.   

Начальник дежурной смены ПАСЧ-1 Валерий КАРКОТА за непродолжительное время службы успел увидеть ее с разных сторон.

— В профессию вошел постепенно. После окончания Солигорского горно-химического колледжа устроился пожарным в пожарную аварийно-спасательную часть в Вороново, также выполнял функции подменного диспетчера. Затем работал старшим инструктором-спасателем на посту в Погородно. Именно там и был мой первый выезд на пожар. Сейчас на офицерской должности почувствовал совсем другой уровень ответственности. Ведь в боевой работе набирался опыта под руководством старших коллег, а сейчас, помимо, выполнения функций непосредственно на вызове, еще и отвечаю за весь боевой коллектив смены.

Диспетчер ЦОУ Артур ЯНКЕЛАЙТЬ освоил специальность техника-технолога оптических изделий, но в этой сфере поработал недолго. Парня заинтересовала служба в МЧС. В Вороновском РОЧС ему предложили вакантную должность диспетчера. Некоторое время молодой человек стажировался, затем прошел курс подготовки в филиале Университета гражданской защиты в Гомеле.      

— Конечно, внутри екнуло, когда раздался звонок на моем первом самостоятельном дежурстве. Как сегодня помню, это было сообщение о пожаре, который случился в новогоднюю ночь. Тогда на нем погиб человек, — вспоминает Артур. — Диспетчеру практически всегда приходится общаться с людьми, находящимися в панике, в стрессе. Сначала нужно оперативно выяснить место ЧП, дать команду на выезд боевому расчету, а затем поддерживать с ним связь до самого возвращения для уточнения многих деталей. За время службы разные звонки принимал. Не только от очевидцев пожаров. Приходилось инструктировать и заблудившегося в лесу человека, который обратился за помощью на 101. В моей практике не было звонков от людей, намеревающихся совершить суицид. Но и в этом случае у диспетчера есть определенный алгоритм действий.

Ольга ВОРОБЬЕВА.

Фото Олега БЕЛЬСКОГО.