Чему научат в школе. Комментируем итоги большого совещания у ­­Президента по образованию

Образование и наука 30 сентября 23 408
Чему научат в школе. Комментируем итоги большого совещания у ­­Президента по образованию

Чему научат в школе. Комментируем итоги большого совещания у ­­Президента по образованию

Главный посыл состоявшегося на прошлой неделе большого совещания по вопросам совершенствования образовательной сферы: никаких шараханий из стороны в сторону больше быть не должно. Серьезный разговор у ­­Президента, по сути, предопределил дорожную карту, в каком направлении должна развиваться отрасль. Какими должны быть учебники, чего ждать от выпускных экзаменов и вступительной кампании, распределят ли платников и сколько лет предстоит отработать целевикам. А еще: как увидеть за сухими цифрами ЦЭ и ЦТ действительно мотивированного и способного абитуриента. Вопросов, которые нужно решить, предостаточно. Обсуждаем их вместе с экспертами.

Сказано

­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

– В Министерстве образования нужно закончить всякие там шарахания. Это очень важно. Есть министр, руководство. Мы определили эту, как я говорю, колею. Не мешайте работать министру и Министерству образования. Они разумные люди и знают, как решать те или иные вопросы согласно закону. Пусть работают. Если мы ему не дадим возможности работать… Любого министра, кого туда ни назначь, он не сможет работать, потому что каждый лезет в Министерство образования и пытается помочь, подсказать или по-своему что-то сделать. Сегодня мы закончили разговор по задачам, которые стоят перед образованием. Двигаемся.

На совещании по вопросам совершенствования образовательной сферы, 21 сентября 2023 года.

Понятные правила игры

С кардинальными реформами в образовании пора на самом деле заканчивать! Действовать следует точечно, не влезая в основы. Обозреватель издательского дома «Беларусь сегодня» Андрей Муковозчик анализирует: все хотят понятных правил игры, и в этом и есть основной общественный запрос.

h0x6wlzbidz0pfe1vlx9mrgrtxdoh7l0.jpg
– Никого не устраивает, что со следующего года надо учить новые правила поступления в вуз, например. Никого не устраивает, что со следующего года будут новые учебники и новые методические материалы. Люди хотят определенности хотя бы на ближайшую перспективу. Все хотят – от чиновников до детей и родителей. А почему реформы постоянно шли? Потому что мы нащупывали идеальную модель. 


От советской ушли и никуда не пришли. Ходили, тыкались. Почему Глава государства говорит о советских учебниках? Потому что никто лучше Перельмана о математике, физике детям до сих пор не рассказал. А это, простите меня, прошлый век! Берите это все, совершенствуйте и тяните все сюда. Нет, авторский коллектив учебника – это хорошие деньги, престиж, постоянная занятость. И поди ты попробуй сказать им, что они не то делают. Тебя ж просто доценты с кандидатами заплюют… Мол, ты кто такой, что сюда лезешь. А я тот, кто учился по нормальным учебникам и знает, чем хорошее отличается от плохого. Сейчас мы вырулили на какую-то более-менее устраивающую всех систему. Ну так давайте какое-то время по ней поработаем. Давайте будем двигаться мелкими шагами, исходя из конкретной ситуации.

Говорить просто  о сложном

В деле создания качественного учебника на первом месте действительно стоит вопрос вовсе не финансирования, а подбора грамотного коллектива. ­­Президент ко всему прочему настаивает: нынешние авторы при составлении того или иного пособия ориентируются прежде всего на себя, продвинутых людей. Акцент же следует делать на то, поймет ли их простой школьник, у которого нет ни знаний, ни опыта.

3299yesh566lospt71opkzz30vo18jk9.jpg
– На детей, да и на учителей, ложится серьезная нагрузка,
 – говорит народный учитель Беларуси, учитель физики Могилевского областного лицея № 1 Валерий Барашков. – ­Сегодня мы за один урок изучаем столько информации, сколько раньше проходили за три. Как-то молодым педагогом я попал на презентацию учебника по физике Кикоина. По этому пособию потом учились еще лет 20. Помню, автор шокировал присутствующих заявлением: после прочтения учебника в классе из 40 человек тему поймут два-три человека. Чтобы разобрались остальные – это уже в компетенции учителя. Составителям учебников непросто: нужно донести до основной массы людей сложные понятия, явления. И всегда идет борьба: как написать материал научным языком и сделать это понятно. И не каждый ученый, замечу, осмелится давать информацию простыми словами. 

Не зря ­­Президент сказал, что к этой работе должны быть привлечены учителя, а не академики. Но, создавая новое, не надо забывать об уже наработанных материалах. Полностью согласен с этой мыслью. В моей домашней библиотеке много учебников, изданных в разные годы. В одном – прекрасно преподнесена одна тема, в другом – иная. И во время учебных занятий я использую наиболее выигрышные, на мой взгляд, фрагменты.

Легкая дорога в вуз

Наверное, самой горячей порой в образовательном процессе можно считать вступительную кампанию. О подходах к аттестации за курс средней школы и поступлению в вузы Глава государства говорил отдельно. Александра ­­Лукашенко в первую очередь интересовало, позволила ли она увидеть каждого абитуриента, обеспечить справедливое отношение к поступающим и создать равные условия и возможности для получения образования в высших учебных заведениях. Предложений министр образования Андрей Иванец озвучил немало. Отдельные идеи звучали и от ректоров региональных вузов.

lq7gwl7o46rr6vt5uu3vogcpev4l22k5.jpg
– Базисная модель, предложенная в этом году и связанная с централизованными экзаменами, работает. И работает хорошо, 
– в частности, отмечает ректор Брестского государственного технического университета Сергей Касперович. – По новым правилам в этот раз поступали целевики. Эту модель необходимо масштабировать путем более активного вовлечения организаций – заказчиков кадров и, соответственно, увеличения количества мест в вузы, отводимых для поступления на условиях целевой подготовки. Поступление по данной траектории – это решение сразу нескольких задач одновременно. Речь о повышении качества подготовки в вузах, закрепляемости кадров на местах у заказчиков, практикоориентированности обучения. Значительно расширилось окно возможностей для одаренных и подготовленных абитуриентов. На встрече я озвучил еще одно предложение: предоставить право медалистам поступать на все специальности без вступительных испытаний в региональные вузы. 

Хорошие перспективы для развития у классов с инженерным профилем. Эта работа уже развернута. Вузы технического профиля, считаю, должны возглавить этот процесс, при этом сотрудничество со школами должно быть активным. Таким образом мы получим абитуриента, который осмысленно идет на инженерную специальность.

В рабочем ритме

Обсудили на совещании и изменения в системе отработки по распределению после вузов. Андрей Иванец считает: отрабатывать затраченные государством на подготовку специалиста деньги должны не только бюджетники, но и платники. Объясняет: стоимость платного обучения в Беларуси ощутимо ниже, нежели в России (а тем более в западных странах), а сам студент возмещает не более 50 -70 процентов от стоимости своего обучения…

b1bo3r923wd471a7vdju5b1zoxrmv1au.jpg
– Лично мне эта идея кажется неплохой, –
 комментирует политолог Пётр Петровский. – Говоря откровенно, когда у нас появилась платная форма образования? Когда в 1990‑х люди начали кряхтеть, как сложно поступить в вуз… А что такое платная форма обучения? Это увеличение набора людей. После появления платной формы образования у нас появилось огромное количество людей с дипломами о высшем образовании. Государство говорит, что экономике столько экономистов, юристов и других специальностей не надо. Однако, если вы хотите обучаться, мы даем вам возможность сделать это на платной основе – не рыночной, а дотируемой. 

Давайте сравним, сколько платят белорусы, а сколько иностранные граждане за обучение в вузе. Это определенный шаг навстречу абитуриентам, которые хотят учиться, но не смогли поступить на бюджетную форму обучения, потому что не прошли по конкурсу. Я бы все-таки поставил вопрос, что, если мы им предоставляем возможность (несмотря на не всегда достаточный уровень базовых знаний после школы) пройти конкурс, поступить на эти специальности, может, мы должны их тоже распределять? Они тогда будут более строго подходить к своему поступлению, а то многие поступили на специальность, но никогда по ней не работали. Так зачем ты на нее поступал? С другой стороны, мы таким образом предотвратим «вымывание» кадров.

Фото:СБ и БелТА