Как перестать бороться со стрессом и начать с ним дружить

Здоровье 24 сентября 23 432
Как перестать бороться со стрессом и начать с ним дружить

95 процентов человек регулярно испытывают стресс на рабочем месте.

По данным соцопросов, 95 процентов из нас регулярно испытывают стресс на рабочем месте. Часто именно по этой причине люди уходят с работы. Но в каждом втором резюме заявляется пресловутая стрессоустойчивость. Можно ли научиться контролировать себя в состоянии стресса? Правда ли, что иногда это состояние даже идет на пользу работе? Об этом и многом другом корреспонденты СБ расспросили психолога Виктора Аудрена.

— Виктор, существует ли у психологов проверенный рецепт на стрессо­устойчивость? Так хочется невозмутимости и спокойствия!

— Сначала давайте разберемся с понятием «стресс». В последнее время оно обросло новыми, но неверными смыслами. В XX веке работал известный ученый, врач Ганс Селье. Именно он и придумал слово «стресс» и написал о нем книгу. Так вот, в этой работе нет негативного понимания стресса. Более того, Селье говорит, что стресс — естественное и даже необходимое условие для любого организма. Если мы из живой системы уберем стресс — система умрет. Например, если совсем удалить стресс из семьи, то она, скорее всего, развалится. А мы устроили тотальную борьбу со стрессом! Если вбить это слово в поисковике, находятся миллионы статей о том, как его побороть и уничтожить. Мол, стресс — это всегда плохо, а спокойствие и расслабленность — то, что нужно. На самом деле не надо стресс побеждать, надо научиться с ним жить, чтобы он тебе еще и помогал.

— Тогда что же это такое — та самая стрессоустойчивость?

— Стресс — нормальная адаптационная реакция на давление извне. А стрессоустойчивость — тот объем давления, который мы можем выдержать и не сломаться. Например, фитнес — стресс, а наращивание мышц — стрессоустойчивость. Мышцы адаптируются к нагрузке и становятся сильнее. Если не повышать нагрузку, не добьемся прогресса. А если мы пережмем, то надорвемся. Нужно постоянно искать золотую середину и не расслабляться полностью. Ведь избегание стресса приводит к регрессу. Стрессоустойчивость бывает общая и специфичная. Вот накричал на продавца покупатель. Тот расстроился, ночь не спал. А, например, на оператора кол-центра могут сто раз за день накричать — он трубку кладет и забывает.
Это — специфичная стрессоустойчивость к определенному типу воздействия. А общая стрессоустойчивость — наша устойчивость как организма в целом. И ту и другую можно развить.

— Так стрессоустойчивость — не врожденная суперспособность?

— Имеет значение тип личности, врожденные черты — вспыльчивость, флегматичность. Но в целом специфичная стрессоустойчивость развивается с помощью целенаправленных попыток понять, как действуют эти механизмы, через обучение, чтение и опыт. Невозможно быть в стрессе по 100 раз на день. Когда те же операторы после опыта в кол-центре переходят на менеджерскую позицию, они удивляются новым коллегам: почему те так остро реагируют, если кто-то отпускает в их адрес грубое замечание. Менеджеры с опытом не обращают внимания на такое. Далее приходят и более крутые навыки: когда человек в ответ на обращение на повышенных тонах может улыбнуться и перебороть настрой оппонента. Помню происшествие: девушка-менеджер ответила на звонок, а из трубки понеслась такая брань разъяренного клиента, что покраснели все вокруг. Не изменившись в лице, она положила трубку. И сразу сама как ни в чем не бывало набрала номер этого человека: «Вы мне звонили?» У них пошел более конструктивный разговор, ведь тот уже выпустил пар.

— А как повышать общую стрессо­устойчивость?

— Вот одна из техник. Представьте вашу устойчивость в виде шарика. Шарик надувается, когда вы устаете, и сдувается, когда отдыхаете. Тот же Ганс Селье ввел понятия эустресса, то есть полезного стресса, и дистресса, вредного. Если никогда не сдувать свой шарик, а только его еще больше надувать — это и есть дистресс. Шарик может лопнуть, а человек сорваться. Стрессоустойчивость — умение надувать и сдувать воображаемый шарик, от чего тот, растягиваясь, становится чуть-чуть больше. Потихоньку тревожность уменьшается, а стрессоустойчивость увеличивается. Например, представьте маму в декрете с ребенком. Когда я вел курсы для отцов, там как-то обсуждался девайс для круглосуточного мониторинга дыхания младенца, потому что матери стремятся контролировать даже то, как дышит дитя ночью! Мать испытывает огромный стресс, и ее шарик вообще не сдувается. Он только надувается — и она не может его спустить. А папа смотрит и не понимает, от чего она устала. Я советую мужьям: обязательно «выгоняйте» жену провести время без детей, хоть пару часов. Когда сидишь с ребенком, даже выход в магазин может поднять настроение.

— Бывает очень не просто «сдуть свой шарик».

— Надо разобраться в себе. Составить список действий, которые вам позволяют «сдуваться». Чтобы, почувствовав, что «шарик»на пределе, быстро принять меры спасения. Для меня стала манной небесной рыбалка. Я могу хотя бы утром, до работы, приехать на любую лужу — мне и рыба-то не нужна. Сам факт, что смотрю на поплавок, успокаивает. С жизненным опытом список может меняться. Когда-то мне помогали переключиться сериалы. Прошло время, и я понял, что устаю от них. Так что это не выбор раз и на всю жизнь, а динамичный процесс. «О, я начал получать удовольствие, смотря на огонь! Нужен камин!»

Еще действенный способ развить стрессоустойчивость — воздействие на тело. Ученый Вильгельм Райх обнаружил мускульные зажимы, возникающие именно от стресса. Его идея — с тревожностью можно бороться, воздействуя на тело. Это может быть пробежка, растяжка — что-то, на первый взгляд со стрессом не связанное. Еще один исследователь — норвежец Вим Хоф, «ледяной человек». Он задерживал дыхание на 15 минут, в одних шортах пробежал марафон за полярным кругом, пробыл два часа в кубе, полном воды со льдом. Его идея: вокруг нас чрезмерно повысился комфорт. Удобная обувь, одежда, отопление в квартирах. Мы совсем оградили свое тело от стресса. Он ратует за два способа тренировать себя: задержка дыхания и закаливание. А недавно опубликовал результаты исследования ученый Эндрю Хьюберман: оказалось, единственное, как мы можем сами повысить уровень дофамина — это закаливание. Холодный душ, зимние виды спорта ведут к повышению стрессоустойчивости. Чем хорош холодный душ по утрам — к нему не привыкнуть. И каждый раз выходишь победителем: день еще не начался, а ты уже совершил подвиг.
СБ