Вороновское и Радунское гетто: о судьбе тысяч евреев, погибших мученической смертью, рассказываем в проекте «Место преступления»

Живем и помним 07 августа 23 1269
Вороновское и Радунское гетто: о судьбе тысяч евреев, погибших мученической смертью, рассказываем в проекте «Место преступления»

Вороновское и Радунское гетто: о судьбе тысяч евреев, погибших мученической смертью, рассказываем в проекте «Место преступления»

cyqt29g9luazh0q4wvqbppw8e11wrbtp.jpg
В Вороновском районе во время фашистской оккупации было создано два гетто, где в нечеловеческих условиях содержались люди еврейской национальности. Более двух с половиной тысяч евреев, в том числе представители виленской интеллигенции, были убиты в Вороново. Такая же скорбная участь постигла большинство жителей местечка Радунь. Погибшие мученической смертью 4 764 еврея покоятся в трех захоронениях этих городских поселков. 


Новый порядок в Вороново

Три года и месяц (с 23 июня 1941 года до 11 июля 1944 года) страдали от немецкой оккупации жители местечка Вороново. Нацисты включили Вороновский район в состав Лидского гебитскомиссариата – административной части генерального округа Белорутения рейхскомиссариата «Остланд». Для осуществления бесчеловечной политики геноцида и проведения карательных операций вслед за войсками в район прибыли карательные подразделения войск СС, айнзатцгруппы, зондеркоманды, тайная полевая полиция, полиция безопасности и СД, жандармерия и гестапо. Оккупировав местечко, фашистские захватчики, как и повсюду, приступили к исполнению плана «окончательного решения еврейского вопроса» – программы по уничтожению всех евреев. 

– Чтобы отличить евреев от остальных жителей местечка, оккупанты издали приказ на всех домах христиан прибить кресты, а евреям – носить нарукавные повязки, которые вскоре заменили на желтый лоскут на верхней одежде, – рассказывает учитель истории и руководитель музея Вороновской средней школы Елена Подгайно. – А затем евреев согнали в гетто, которое располагалось на нынешней улице Литовчика. Туда же определили и евреев из близлежащих населенных пунктов. Эти люди не имели права оттуда выходить без разрешения, менять место проживания, ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, вступать в общение с земляками других национальностей. Осознав, что план молниеносной войны сорвался, фашисты решили использовать их бесплатный рабский труд на пользу третьего рейха. Для евреев же это была возможность продлить себе жизнь. Увы, ненадолго…

Поезд смерти

Первые расстрелы евреев в соседней Литве начались в конце лета 1941 года, потому литовские еврейские беженцы стали искать спасения на территории БССР: в Лиде, Вороново и других местах, куда еще не докатилась кровавая волна массовых убийств. Местные евреи предоставляли единоверцам кров, надеясь, что их не коснется страшная участь. 

В ноябре 1941 года в Вороновское гетто по железной дороге специальным поездом привезли 800 евреев из Вильно. Среди них были представители интеллигенции, цвет нации: ученые, юристы, врачи, учителя и их родственники. Этих евреев нацисты поначалу содержали в гетто, а затем перевели в здание клуба. По воспоминаниям очевидцев, оттуда беспрестанно доносились душераздирающие крики, стоны и причитания. Узников избивали и мучили, отнимали имущество и драгоценности. 

14 ноября 1941 года фашисты провели первую карательную акцию. В акте от 28 февраля 1945 года районной чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников по Вороновскому району так описаны злодеяния, совершенные над мирными безвинными людьми:

«14 ноября 1941 года был произведен немцами и их пособниками расстрел еврейского населения, привезенного из г. Вильно. К месту расстрела выводили по 20 человек, отдельно женщин с детьми и  мужчин. Следующая группа расстреливалась на трупах предыдущих групп, детей расстреливали на глазах матерей для того, чтобы картину сделать более трагичной для населения. Раненых полумертвыми закапывали в ямы, не считались ни с женщинами, ни с детьми…. Две их могилы находятся около полустанка Вороново». 

вороново (4).jpg
вороново (5).jpg

Один из очевидцев тех событий Гидон Ашуаха, которому в 1941 году было 15 лет, спустя полвека вспоминал:

«В один из дней немцы перекрыли территорию местечка, взяв с собой местного полицая, прошлись по домам, в которых искали вильнюсских евреев. Нашедших беженцев согнали в клуб, затем группами выводили к железной дороге и там убивали, прямо на земле. На следующий день немцы взяли местных евреев – мужчин с лопатами, в том числе и моего отца, и заставили засыпать гору трупов. Выкопана была большая яма. Среди трупов было много живых, недобитых. Ночью несколько человек сумело убежать. Отец долго после этого не мог прийти в себя, плакал, кричал, не спал ночами. Он уже понял, что ждет остальных евреев». 

В этот день в местечке Вороново около железнодорожной станции немецко-фашистские захватчики и их пособники убили 263 евреев, которых там же и закопали. Участь остальных узников гетто также была предрешена, дело было лишь во времени. До этого подобные операции нацисты тщательно скрывали: евреев вывозили подальше от родных мест, а местным жителям говорили, что расстреливают шпионов.

– На сегодня известны фамилии пяти расстрелянных, – рассказывает заведующий сектором идеологической работы и по делам молодежи Вороновского районного исполнительного комитета Лилия Сидорович. – Их фамилии нанесены на информационную плиту памятного знака, установленного на месте расстрела вильнюсской интеллигенции в прошлом году, в Год исторической памяти. Отныне увековечены имена художника Трегера Трубияша, написавшего известный портрет Франклина Рузвельта, доктора филологии Натана Циммеля, профессора Варшавского университета Обербаха, доктора Гершуня и профессора-математика Идельсона. Имена остальных так и остались неизвестными. 

вороново_ноябрь 2022 (3).JPG

Ликвидация Вороновского гетто

8 мая 1942 года гетто окружили отряд СС и полицаи. 10 мая региональный комиссар Лиды вызвал членов юденрата и сообщил им, что по решению немецкой власти больные, старые, слабые и увечные евреи Вороновского гетто приговорены к смерти, ибо они не в состоянии работать. Землякам нееврейской национальности приказали вырыть за городом яму. Фашисты готовились к ликвидации гетто…

– Утром 11 мая 1942 года на двенадцати грузовиках в Вороново прибыли эсэсовцы, гестаповцы и отряд литовских коллаборационистов, – рассказывает Елена Подгайно. – Они согнали всех евреев (а это 2 700 мужчин, женщин и детей из Вороново, Девенишек, Шальчининкая, Беняконей и Конвелишек) на окраину местечка. Время от времени убивали взрослого или ребенка, чтобы устрашить остальных. Избивали прикладами, палками и плетями. На расстрел многие шли окровавленные и в полубессознательном состоянии. 

Очевидцы вспоминали, что в тот день молодая еврейская девушка Дина Кудлянская перед смертью прокричала в лицо карателям гневные обвинительные слова, полные ненависти и боли. Остервенелые гестаповцы забили ее до смерти прикладами…

Из акта районной чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников по Вороновскому району Гродненской области от 28.02.1945 года:

«…Картина была ужасная. Немцы не видели границ своей злобы, жестоко расправлялись с безоружным мирным населением силой оружия. Граждан перед расстрелом принуждали раздеваться догола. Тех, кто сопротивлялся, подвергали более жестким издевательствам. Много закапывали раненых. 11 мая 1942 года расстреляно мирных граждан еврейской национальности 1 291 человек в местечке Вороново. …Общая могила убитых 11 мая 1942 года расположена на окраине м. Вороново, около шоссе, ведущего на г. Лида…»

вороново (1).jpg
вороново (2).jpg

В тот день были уничтожены практически все евреи местечка Вороново и близлежащих населенных пунктов. Немногие, кому посчастливилось спастись, ушли в лес и воевали против немецких оккупантов в партизанских отрядах. 

– Установлено, что во главе карательных отрядов в Вороновском районе в качестве организаторов, активных участников и исполнителей геноцида евреев в Вороново были начальник жандармерии Вороново обер-фельдфебель немец Раймунд, комендант полиции поляк Ше(и)франский, комендант района по хозяйственной части Бэлях, – отмечает заместитель прокурора Гродненской области Андрей Скурат. – Собираются сведения обо всех фактах их преступной деятельности для решения вопроса о привлечении их к ответственности, в случае если они ранее не понесли наказание. У таких преступлений против человечества, как геноцид, нет и не может быть срока давности, их нельзя ни простить, ни забыть, ни понять. 

В 1964 году в Вороново был установлен обелиск в память о 1 834 жертвах Холокоста. Из 1 834 зверски убитых на этом месте земляков известны 1 205 имен, в том числе благодаря доктору исторических наук, профессору Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Эдмунду Ярмусику. Списки установленных жертв опубликованы в историко-документальной хронике «Памяць».

Холокост в Радуни

Местечко Радунь, в котором жили более 2 000 человек преимущественно еврейской национальности и которое на то время имело статус райцентра, не стало исключением в еврейской катастрофе. В ноябре 1941 года (предположительно 16 ноября) немецкие оккупанты создали там гетто, куда переселили все еврейское население, а также свезли евреев из деревень Нача, Заболоть, Довгялишки, Эйшишки и других. Всего, по установленным сведениям, в гетто содержалось 1 834 человека. Оно располагалось на улице Идовской (ныне это улица Ленина), где жило большинство евреев и которую обнесли забором из колючей проволоки. Для контроля над евреями нацисты организовали юденрат, назначив его главой Ноаха Долинского. 

– В гетто было очень тесно, пищи на всех узников не хватало, несмотря на это, они привлекались к тяжелому труду, – рассказывает педагог дополнительного образования Радунской средней школы Франтишка Габис, которая глубоко изучает тему Холокоста на протяжении многих лет. – За неповиновение применялись наказания: расстрел или публичное повешение. Особенно агрессивным был немецкий гестаповец по имени Копке, который приказал построить виселицу в центре гетто, где евреев публично вешали. Он также расстреливал евреев, особенно молодых девушек.

Давая объяснения в прокуратуре 14 июня 1945 года, уроженка местечка Радунь Михалина Дода свидетельствовала: «…очень большое число людей было расстреляно за малейшие нарушения той нечеловеческой дисциплины, которой должны были подчиняться евреи. Таких случаев было более 70…» 

Ликвидация радунского гетто произошла 10 мая 1942 года. В акте государственной чрезвычайной комиссии от 20 мая 1945 года зафиксированы жуткие события того дня. 

«… Весной 1942 года руководители Радуньского отделения жандармерии и представитель гестапо по указанию германского командования и германского преступного гитлеровского правительства согнали на поле, что на расстоянии 600 метров западнее местечка Радунь, все еврейское население района, в числе которого было подавляющее большинство женщин, стариков и детей всех возрастов, включая и грудных, заставили эту группу людей вырыть ров длиной 70 метров, шириной 4 метра и глубиной 3 метра и здесь же расстреляли их.

Эта чудовищная зверская расправа была организована и проводилась следующим образом: под руководством начальника жандармерии местечка Радунь Лизак и Цымпель. Собранная на площадь местечка толпа была окружена жандармерией и угнана на место расстрела к еврейскому кладбищу. Уже на пути следования старики и дети, которые не могли двигаться, были убиты. Таких убитых позже подбирали и бросали в заранее подготовленный ров. 

Основная масса людей, приведенная к вырытому рву, наголо раздевалась и по одиночке и группами выставлялись на бруствер надо рвом и расстреливались из автоматов. Детей в большинстве убивали из пистолетов пулей в голову, а затем уже во рву добивали пулеметными очередями. Часть людей, и особенно детей, которые не скончалтсь, были заживо зарыты в могилу. Трупы ложились в могиле беспорядочно, сброшены один на один…» 

радунь (1).jpg

Старший бухгалтер отдела государственного обеспечения Радунского района Геннадий Пальчевский 13 июня 1945 года так описывал трагедию узников гетто в местечке Радунь: «Весной 1942 года все еврейское население м. Радунь согнали в одно место на площадь в центре местечка. Их было более 1 000 человек. В большинстве были женщины, старики и дети. Им запретили выходить за водой во двор, за хлебом, за другими продуктами. Охрана была возложена на полицию м. Радунь. Тех, кто хотел куда-нибудь выйти, на месте расстреливали. И очень много случаев, что люди убиты были на месте только за то, что они выходили во двор. Основную массу людей они погнали в западном направлении от м. Радунь и приказали там рыть себе могилу. Могила была вырыта, после чего всех евреев раздели и начали расстреливать. Всех, кто хотел убежать, расстреливали сразу на бегу. Детей подбрасывали вверх и стреляли из пистолетов, как по мишеням. И очень немногим людям удалось сбежать… Мне это все хорошо известно, так как это все делалось на моих глазах. Такой формы зверств я еще нигде не встречал...»

Имущество и вещи убитых евреев нелюди свезли в одно место, часть разобрали немцы и полицаи, часть  распродали. 

Сильнее смерти

Есть в истории Радунского гетто уникальный факт: во время ликвидации 37 евреев оказали сопротивление: безоружные, отчаявшиеся, они неожиданно набросились на вооруженных немцев! Двадцать еврейских парней на месте погибли от немецких пуль, но остальным удалось уйти в лес к партизанам и обрести свободу.

Зачинщиком побега стал 29-летний коммунист-подпольщик кузнец Мейер Столяр. Это он перед началом расстрела сыпанул в глаза песком полицаю, ударил лопатой по голове и бросился бежать в сторону леса! Группа узников последовала за ним, а конвой на мгновение растерялся… От немца, который пытался их догнать, мужчина отбивался камнями. Некоторые беглецы, в том числе и Мейер, добрались до партизан бригады имени Ленинского комсомола и до Великой Победы воевали с фашистами. После войны Мейер Хаймович организовывал колхозы, длительное время работал в райзаготконторе. Он был одним из немногих свидетелей Холокоста, кто прожил долгую жизнь в родном местечке. 

– Одним из сбежавших из гетто был Авраам Авиэль (Липконский), который во время ликвидации гетто потерял мать и младшего брата, – рассказывает Франтишка Габис. – Он мстил нацистам в рядах партизан в Беларуси, после войны смог добраться до Земли Израиля, написал книгу о судьбе евреев Беларуси и был свидетелем на процессе Эйхмана в Иерусалиме. О жизни Авраама Авиэля снят документальный фильм «Я пришел к тебе, мама...». 1 мая 2011 года в израильском мемориальном комплексе «Яд ва-Шем» на официальной государственной церемонии в День памяти жертв катастрофы европейского еврейства 82-летний Авраам Авиэль зажег одну из шести траурных свечей, символизирующих память о 6 миллионах убитых нацистами евреев.

Из всемирной «Энциклопедии гетто», изданной в США, стало известно еще об одном свидетеле Радунского Холокоста – Моше Соненсоне. Этот человек бежал в Радунь из Эйшишек и сумел избежать расстрела, потому что накануне «акции» схоронился в тайнике. Желтая звезда Давида, которую носил Моше Соненсон в Радунском гетто, хранится в музее Холокоста в США.

Во время окончательной ликвидации гетто нацистские преступники и их пособники-полицаи убили в Радуни 1 137 человек – почти все еврейское население местечка и близлежащих деревень, среди которых были 314 женщин и 298 детей. Неполные списки жертв фашизма местечка Радунь опубликованы в историко-художественной хронике «Память». На месте расстрела и захоронения евреев в 1961 году был установлен памятник. 

Помнить, чтобы не повторилось

– Жертв было бы больше, если бы люди не проявляли сострадание и не помогали своим соседям и знакомым, – отмечает Франтишка Габис. – Спасти еврея в годы Второй мировой войны означало подвергать опасности собственную жизнь. Но некоторые земляки рисковали. Прятали детишек, женщин, молодых людей, раненых. 

13 мая 2022 года на школьном дворике Радунской средней школы появилась сиреневая аллея в честь девяти праведников Вороновщины, которые, не думая о последствиях, протянули руку помощи обреченным евреям. Школьники, потомки семей праведников, члены патриотического клуба «Родынь» высадили саженцы сирени, которая будет напоминать людям о героизме и милосердии девяти земляков. Они, вопреки законам немецкой оккупации, прятали, кормили, лечили и спасали евреев от нацистских преследований. Среди потомков праведников была Анечка Войткун – ныне выпускница средней школы, абитуриентка Академии управления при Президенте Республики Беларусь, которая раскопала удивительную историю своих предков Анели, Феликса и Бронисава Матонисов, спасших от смерти еврейскую девушку из Лидского гетто. 

Радунь_Анна Войткун.jpg
Радунь_анна войткун_2.jpg
Радунь_аллея Праведников (3).jpg

Творческая группа учащихся и педагогов школы провела масштабную работу по изучению темы Холокоста на Вороновской земле. Исследовательская работа «Неизвестные страницы Радунского Холокоста» неоднократно становилась победителем и призером республиканских и международных конкурсов и научно-практических конференций, а также легла в основу школьного веб-сайта «Холокост. Как человек мог сотворить такое?». Одна из глав работы посвящена семейной истории предков Анны Войткун, две другие – о жизни евреев в Радунском гетто и праведников народов мира Радунщины.

– Сайт имеет историческую и краеведческую тематику, предоставляет аудитории уникальный контент авторских работ: репортажей, видеосюжетов, исследовательских проектов, – рассказывает директор Радунской средней школы Светлана Почобут. – Разработан в помощь тем, кто обеспокоен возможностью повторения Холокоста, кто хочет сохранить память и передать своим детям и внукам. О судьбе радунских евреев можно прочесть и на сайте «Открываем Радунь вместе» в разделе «Радунь многострадальная». 

К слову, в народном историко-краеведческом музее школы с 2008 года действует экспозиция «История и судьба радунских евреев», еще одна экспозиция «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Преступление против жизни» открылась в марте 2022-го. Школа стала настоящим центром патриотического воспитания и сохранения исторической памяти.

Радунь_в музее сш.jpg

– Тема Холокоста воспитывает стремление противостоять насилию и жестокости, беречь мир, суверенитет, независимость нашей страны,– отмечает Светлана Почобут. – Через историю земляков учим детей понимать историю страны и народа, прививаем ценности, которые так нужны современной молодежи. Память об этих событиях важна не только как напоминание и осуждение преступлений нацистов, а и в назидание будущим поколениям об опасности преследования людей на основе расы, этнического происхождения или религии.

*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.


Наталия ЗМИТРЕВИЧ, 

старший прокурор прокуратуры Гродненской области; Алла БИБИКОВА, собкор «ГП»

Фото:из архива прокуратуры, voran.by и открытых интернет-источников

https://grodnonews.by/