Как организованы школьные базары и что предлагают белорусские предприятия к новому учебному году

Образование и наука 03 августа 23 801
Как организованы школьные базары и что предлагают белорусские предприятия к новому учебному году

По всей стране стартовала расширенная распродажа товаров для школьников к новому учебному году. Проводятся школьные базары, ярмарки, выставки-продажи, ярмарки выходного дня. О том, где и когда можно купить товары для школьников, как регулируются цены и насколько широк ассортимент, а также о новых требованиях к школьной форме рассказали на пресс-конференции представители Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Министерства образования и концерна "Беллегпром".

Как налажена торговля школьными товарами

Как отметила начальник управления организации торговли и общественного питания МАРТ Наталья Мельникова, школьные базары в этом году будут проходить примерно на 172 площадках. Запланировано свыше 430 ярмарочных мероприятий.

Представитель МАРТ также обратила внимание, что в организациях торговли представлен широкий ассортимент школьной одежды, обуви, кожгалантерейных товаров, школьных письменных принадлежностей. Ассортимент для девочек составляет порядка 230 моделей, для мальчиков - около 200. Также в продаже представлено порядка 60 моделей трикотажных изделий, 65 моделей школьной обуви для мальчиков и девочек. Что касается ранцев, рюкзаков, сумок для младшего школьного возраста, то в продаже до 85 моделей, для старшеклассников - 65. "Школьный ассортимент одежды и обуви сформирован преимущественно за счет товаров отечественного производства. Для полного удовлетворения покупательского спроса еще в апреле МАРТ сообщил концерну "Беллегпром" ориентировочную потребность организаций торговли, включая организации потребительской кооперации, в товарах школьного ассортимента", - добавила Наталья Мельникова.


В торговых организациях подготовлены товарные секции с дизайнерским оформлением, определены схемы зонирования, оформлены уголки школьника, уголки первоклассника, выделены дополнительные торговые места, размещены вывески и планшеты-указатели. Информация о наличии в продаже товаров школьного ассортимента и проводимых рекламных мероприятиях транслируется в ТЦ по радиоузлам, а также размещается на рекламных стендах, сайтах торговых объектов. Кроме того, покупателям предоставляются скидки на школьные товары, проводятся маркетинговые мероприятия: демонстрация моделей одежды, викторины для детей с вручением подарков, розыгрышем призов, в том числе в социальных сетях, творческие мастер-классы.

Регулирование цен

Цены на школьный ассортимент товаров в Беларуси регулируются. Торговая надбавка при этом может составлять от 35% до 55%, но на сегодня в магазинах ее размер - до 29%. В перечень товаров, цены на которые регулируются, входят отдельные виды детской одежды и обуви, письменных товаров, канцелярских принадлежностей, а также ученические рюкзаки, ранцы. Регулирование цены на эти товары осуществляется по всей цепочке ее формирования: для импортеров, производителей, субъектов торговли. "Ориентировочная стоимость комплектов одежды делового стиля и обуви составляет от Br98. Стоимость оптимального набора школьника - до Br300", - проинформировала Наталья Мельникова.

Торговля совместно с производителями и поставщиками на постоянной основе проводит мероприятия и акции по продаже товаров со скидками от 5% до 55% на ассортимент прошлого года. Кроме того, торговыми организациями предлагаются различные программы кредитования и рассрочки - как за счет собственных средств, так и совместно с банками с использованием банковских карт. Период рассрочки по данным картам - от 2 до 9 месяцев. "Большинство дней скидок запланированы на август. В данный период в определенные дни будут устанавливаться скидки от 10% до 30%. Отдельные предприятия торговли, исходя из финансовой возможности, предоставляют скидки на 10-15% многодетным семьям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов, при предоставлении соответствующих документов", - добавила представитель МАРТ. Она также рассказала, что в период с 1 по 31 августа покупателям в Минске в универмаге "Беларусь" и ЦУМе предоставляется услуга по бесплатной мелкой подгонке швейных изделий.


Информация о проведении школьных базаров, ярмарок, расширенных распродаж, выставок-продаж, продаж одежды, обуви для детей по рассрочке и рекламно-благотворительных акциях размещается на сайтах исполнительных комитетов, торговых организаций и в СМИ. "Вопросы бесперебойного обеспечения населения товарами школьного ассортимента находятся на постоянном контроле МАРТ, облисполкомов и Минского горисполкома", - подчеркнула Наталья Мельникова.

Что предлагает белорусский легпром

Порядка 30 организаций страны, в том числе предприятия концерна "Беллегпром", обеспечивают производство и поставку одежды делового стиля, трикотажных, кожгалантерейных изделий и обуви для школьников. По словам заместителя начальника управления координации развития швейной и трикотажной отраслей "Беллегпрома" Елены Дубовец, к новому учебному году ассортиментные коллекции трикотажных и швейных изделий обновлены примерно на 70%. "Планируется поставить порядка 1,2 млн швейных и трикотажных изделий, что на 300 тыс. больше по сравнению с прошлым годом. По состоянию на сегодня уже поставлено 800 тыс., то есть порядка 70%. Остальной объем будет поставлен в августе", - добавила она.

Коллекции подготовлены в соответствии с рекомендациями Министерства образования и учреждений, с учетом мнения родителей и учеников, подчеркнула Елена Дубовец. Большая часть школьной одежды представлена в синем и черном цвете, около 30% - в бордовом и сером. "Широкая ассортиментная линейка для девочки - сарафаны, платья, юбки, брюки, жилеты. Все изделия из текстильных материалов дополняются трикотажными, то есть жилетами. К новому учебному году у нас выпуск жилетов в 5 раз больше, чем в 2022 году", - обратила внимание она.

"Наши новые коллекции отличаются минимализмом, технологичностью, конструктивностью, сдержанностью. В то же время мы сохраняем стиль и стараемся соответствовать общим тенденциям моды сезона. Это, например, завышенная талия брюк у девочек, брюки более свободные, прямые либо расклешенные. Ушла яркая агрессивная клетка, она стала более сдержанной по цветовой гамме. Нашей главной задачей было, чтобы продукция была качественной, доступной по цене потребителям, соответствовала требованиям техрегламентов ЕАЭС", - подчеркнула Елена Дубовец.


Начальник управления внутренней торговли и выставочной деятельности "Беллегпрома" Ольга Грабеня отметила, что работа в регионах еще только начинается, определяются локации для ярмарок, которые позволят максимально удовлетворить потребительский спрос. "Помимо прочего, в этом году мы представляем свою продукцию в торговых центрах. Кроме того, продукция школьного ассортимента будет широко представлена в конце августа на фестивале "Вытокі. Крок да Алімпу" в Борисове. Ну и, конечно, во второй половине августа в Минске будет основной площадка возле Дворца спорта. Там представим швейные и трикотажные изделия, обувь, а также необходимые принадлежности для школьников - рюкзаки, канцелярские товары", - дополнила она.

Особенности школьной формы в этом году

"Вопрос школьной одежды очень актуальный и важный: современный школьник должен быть одет красиво и удобно. Введение единых элементов школьной одежды было определено государственным школьным стандартом", - отметила консультант управления общего среднего образования Министерства образования Анжела Кудоярова.

Министерством в прошлом учебном году был введен единый элемент одежды делового стиля для учащихся с размещением на нем эмблемы учреждения образования. С 1 сентября 2023 года вводится второй элемент школьной одежды. "Каждое учреждение общего среднего образования дополняет выбранный ранее элемент школьной формы вторым и создает свой индивидуальный образ, свою отличительную черту. Выбор осуществлялся коллегиально - вместе с учащимися, родителями, педагогическими работниками. В данном вопросе со стороны Министерства образования никаких жестких рамок и конкретных установок не было", - подчеркнула консультант управления.

Однако проводились семинары, круглые столы, показы школьной одежды, чтобы выработать единые подходы. Управления образования на местах изучили цветовые предпочтения учащихся и их родителей, их запросы, а также возможные варианты приобретения школьной формы.

"Работа по введению новых элементов велась в тесном сотрудничестве с МАРТ, концерном "Беллегпром" и иными заинтересованными. Так, совместно с концерном проработан вопрос об использовании дополнительной маркировки навесного ярлыка в изделиях для учащихся с информацией о том, что изделие рекомендовано в качестве одежды делового стиля. Кроме того, на сайте Минобразования есть рубрика "Школьная форма", где оперативно размещаются презентации моделей школьной формы, списки предприятий, производящих одежду делового стиля и трикотажные изделия для учащихся, перечень производителей эмблем, шевронов для учащихся, а также информационные материалы", - отметила Анжела Кудоярова.

По ее словам, вопрос школьной формы находится на контроле министерства, органов управления на местах и руководителей учреждений образования.

Валерия ГАВРИЛОВА

https://www.belta.by/