Как провести Радоницу по-христиански, рассказывает пресс-секретарь Гродненской епархии Белорусской Православной Церкви Игорь Данильчик

Как провести Радоницу по-христиански, рассказывает пресс-секретарь Гродненской епархии Белорусской Православной Церкви Игорь Данильчик

Как провести Радоницу по-христиански, рассказывает пресс-секретарь Гродненской епархии Белорусской Православной Церкви Игорь Данильчик

День общей радости

– Радоница, или Радуница, – день особого поминовения усопших, который отмечается во вторник после Светлой седмицы. Этимологически название этого дня восходит к слову радость. Радость от того, что Господь попрал «смертию смерть», разрушил «адову силу», даровал жизнь «сущим во гробех», сделал Свой Гроб источником воскресения. Обо всем этом говорится в текстах пасхальных богослужебных песнопений, которые звучат в храмах в течение сорока дней празднования Светлого Христова Воскресения. В этот период мы «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», как поется в пасхальном каноне.

В это время мы приветствуем друг друга словами: «Христос воскресе!». И отвечаем словами: «Воистину воскресе!». Делимся радостью о том, что смерть побеждена. И эту весть несем нашим усопшим, которые пребывают в ожидании будущего восстания и обновления, вечной жизни. Это день общей радости – нашей и почивших близких, потому что мы, совершая о них заупокойные молитвы, призываем их разделить с нами ту радость.

Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными. И поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

– Как провести Радоницу по-христиански?

– Радоница как день особого поминовения усопших отмечалась нашими предками еще задолго до того, как Русь стала христианской. Как и большинство народов древности, славянские племена, населявшие территории нынешних Украины, Беларуси и европейской части России, не сомневались в существовании загробного мира. Наши предки верили, что после смерти человека его душа переселяется в царство мертвых. В честь предков полагалось устраивать ритуальные обеды – тризны. Радоница была одним из таких поминальных дней. На могилах в честь умерших произносились тосты, а часть вина выливалась на землю. То же самое проделывалось и с едой: славяне верили, что принесенная на могилы пища попадает на тот свет и предки могут ею полакомиться. Некоторые люди до сих пор соблюдают эти традиции, не думая об их языческом значении и не понимая, что они противоречат христианскому учению.

После принятия Крещения на восточнославянских землях Церковь наполнила христианским содержанием языческие погребальные обряды и сам культ предков, что придало новый духовный смысл старым традициям.

Христиане верят в бессмертие души, в то, что земная жизнь человека оказывает принципиальное влияние на его грядущую жизнь в вечности. Еще верующие знают, что все мы, по слову Самого Христа, воскреснем в положенное время, получим новое тело, а наша вечная участь определится тогда окончательно.

Согласно учению Церкви, основанному на Божественном Откровении, между живыми и мертвыми есть очень тесная связь, а добрые дела оказывают благотворное влияние не только на ныне живущих, но и на уже упокоившихся людей. По нашим молитвам, как об этом свидетельствуют многочисленные примеры из житий святых, загробная участь умерших действительно может меняться. Более того, чем чище становимся мы сами, тем большее улучшение своего состояния могут получить и те, о ком мы молимся. Наша чистота и наше добро как бы передаются другим, ведь все мы – живые и мертвые – соединены, подобно клеточкам одного организма, в Едином Теле Христовом – Его святой Церкви.

Как видим, у Радоницы два пласта – языческий и христианский. К сожалению, для многих первый из них кажется более привлекательным в силу своей внешней эффектности и легкости в исполнении. Ведь это же нетрудно: прийти на кладбище, сказать несколько теплых фраз о покойном, выпить и закусить, а потом оставить часть обеда на его могиле. Куда тяжелее постоянно молиться об умершем и делать добрые дела в его память – искренне, непринужденно, бескорыстно. Но только так и никак иначе можно помочь нашим родным, которые переступили чертог вечности – любовью, молитвой, добром. Иначе и на кладбище ходить нечего – все равно толку не будет. Ни на этом, ни на том свете.

С заботой о чистоте и красоте

– Каковы особенности службы в этот день?

– Начиная со Страстной седмицы, которая посвящена воспоминанию о последних днях земной жизни Христа Спасителя, в праздник Пасхи и на Светлой седмице Церковь не совершает панихиды по усопшим и другой гласной – то есть во всеуслышание – молитвы о них за богослужением. А вторник следующей недели после Светлой седмицы – это первый день, когда совершается поминовение усопших гласным образом, вслух. После Литургии первый раз после Страстной и Светлой седмиц совершается панихида, которая на Радоницу приобретает иной смысл – пасхальный, торжественный. Она состоит из пасхальных стихир, тропарей и прочих песнопений и поется радостно.

– В день поминовения священники совершают на кладбищах специальные обряды. Расскажите об этой традиции.

– На Радоницу христиане ходили на кладбища уже в III веке. Об этом писал святитель Иоанн Златоуст: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что Иисус Христос сошел к мертвым, потому и собираемся мы…» Придя на кладбище, нужно позаботиться о чистоте и красоте места, где покоятся наши близкие: прибрать могилы, укрепить обветшавшие надгробия и кресты. Также на кладбище обязательно нужно помолиться об упокоении душ почивших.

В этот день священники посещают места захоронений, где служат панихиду с собравшимися там прихожанами. Затем, по желанию родных, на могиле усопшего может быть совершена лития – сугубое молитвенное прошение об упокоении его души. Там, где есть на кладбище церковь, на Радоницу совершается Божественная литургия.

У Бога все живы

 Что можно сказать человеку, который потерял родного человека и ему сложно с этим смириться?

– В Евангелии Господь Иисус Христос говорит нам: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у него все живы» (Лк. 20:38), а апостол Павел в своем Послании к Римлянам пишет: «Дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Ежедневно произнося в своем личном молитвенном правиле Символ веры – краткое и точное изложение основ христианского вероучения, мы утверждаем, что ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века.

Являясь верующими людьми, христианами, мы исповедуем свою веру сразу в три серьезных факта. Биологическая смерть не уничтожает человеческую личность. После смерти, лишившись тела, человек попадает в иной, неизвестный нам пока еще, но вполне реальный мир. И переход в этот мир объективно неизбежен для всех людей.

Никто на свете не может предсказать с полной уверенностью посмертную участь того или иного человека. Но Церковь с уверенностью говорит, что после смерти каждый из нас обязательно встретится с Богом. Бог любит человека даже грешным, слабым и несовершенным. Это реальное переживание Божьей любви – главная, самая дорогая ценность в жизни каждого верующего человека. Он научился видеть, с какой трогательной заботой и вниманием участвовал Господь в его земной жизни. И потому кажется нелепым даже предположить, что после смерти Бог отвернется от него и сменит любовь на бездушную и холодную справедливость.

Наша любовь побуждает обращаться к Богу с просьбами о прощении грехов наших близких и об упокоении их со святыми. Она позволяет нам делиться с близкими самым главным – жизненной силой, самой возможностью бытия. Святитель Киприан Карфагенский писал: «...Не должно оплакивать братьев наших, по зову Господа отрешающихся от настоящего века. Мы должны устремляться за ними любовью, но никак не сетовать за них, не должны одевать траурных одежд, когда они уже облеклись в белые ризы».

Смерть всегда покушается на самое дорогое – на единство нашей любви. Она пытается оторвать от нас тех, кто делил с нами горести и невзгоды, кто наполнял нашу жизнь смыслом и радостью. Мы давно срослись с ними, они стали неотделимой частью нас самих. И теперь, молясь за усопших, мы протестуем, просто отказываемся признать законность этого разделения любимых людей на живых и мертвых. Бог не создавал смерти. И она не имеет ни силы, ни права на наших близких, потому что у Бога все живы.

Христиане не расстаются со своими любимыми даже после их смерти. Каждый день, поминая усопших в своих утренних и вечерних молитвах, мы вписываем их в круг нашей жизни. Как если бы они вдруг уехали в далекий край и мы просто давно их не видели. Но при этом мы надеемся, очень верим, что когда-нибудь обязательно встретимся с теми, кого так любим и кто так любит нас... Потому что всех нас любит Бог.

Подготовила Наталья ФЕДИНА

https://grodnonews.by/