«Голосую за обед!». Как оценивают экспериментальное меню школьники Гродненщины

Общество 20 января 23 1100
«Голосую за обед!». Как оценивают экспериментальное меню школьники Гродненщины

Три учреждения образования Гродненщины участвуют в эксперименте по организации питания школьников.

Открыты для эксперимента

Уже несколько недель в Беларуси проводится эксперимент по организации питания школьников. Это пилотный проект Министерства образования, реализация которого продлится до конца апреля этого года. Участие в необычной инициативе принимает 21 школа страны: по три от каждой области и города Минска.

Участниками эксперимента от Гродненщины стали 3 учреждения образования: СШ №37 г. Гродно, СШ №1 г. Щучина и Верейковская средняя школа Волковысского района. Как подчеркнули в главном управлении образования облисполкома, эксперимент направлен на апробацию новых подходов к режиму питания, приемам пищи и включению в школьные рационы блюд с учетом вкусовых предпочтений детей и детской диетологии.

Другое время и новые блюда

Главная цель эксперимента – выяснить пищевые предпочтения детей и уменьшить количество выбрасываемых продуктов. В числе основных различий экспериментального питания от «базового» школьного – иное время приема пищи и существенное изменение списка продуктов для рациона.

11.JPG
– Важным новшеством является установление времени, от которого зависят графики и кратность питания ребят. Отсчет времени идет не от звонка на первый урок, а именно от момента, когда школа открывает свои двери, – рассказывает старший инспектор отдела социально-экономического развития главного управления образования облисполкома Людмила Заяц. – К примеру, если раньше некоторые ученики питались в школе после первого или второго урока, то сейчас их будут кормить через 3,5 часа после начала работы школы, при обучении во вторую смену – через час после начала уроков, и не позднее часа до их ухода из учреждения образования.

0W1A7385.jpg

Людмила Заяц подчеркивает: такая корректировка вызвана в первую очередь тем, что дети, позавтракав или пообедав дома, не успевают проголодаться к началу приема пищи в школе, и зачастую приготовленные блюда часто остаются невостребованными.

 Сколько раз ученик будет питаться, зависит от времени пребывания его в школе. Если он находится там от 3,5 до 6 часов, положено одноразовое питание, от 6 до 10 часов – двухразовое, а если более 10 часов – трехразовое, – рассказывает Людмила Заяц. – Также в городских школах изменены подходы к приемам пищи. Если раньше дети получали горячий завтрак, обед и полдник, то сейчас – обед, полдник и ужин. При этом в школах, расположенных в сельской местности, сохраняется прежний вариант приемов пищи.

И котлеты, и пицца

Что касается самих блюд, то специально для эксперимента были разработаны 54 технологические карты на новые фирменные блюда, 38 из которых внедрены в примерные двухнедельные рационы питания. Кроме включения новых блюд в рационы детей новшеством в городских школах является включение для всех детей на обед супов. Кстати, прежде, чем вводить в школах новое меню, были изучены отзывы и предпочтения о школьном питании самих ребят и их родителей. Масштабное анкетирование показало, что в подавляющем большинстве учащиеся и их родители довольны питанием, им нравится тот рацион, который есть сейчас. Разве что всем детям хотелось бы иногда получать пиццу, сосиску в тесте, выпечку.

– Именно поэтому в процессе эксперимента внедряются новые блюда, которые позволят разнообразить меню. При этом обязательно будут учтены санитарно-гигиенические нормы и полезность блюд, – говорит Людмила Заяц. – К новинкам, которые предлагаются школьникам в рамках эксперимента, относятся, например, творожно-яблочный пудинг, коврижка, куриные оладушки, гнездышки из свинины с овощами, рыбные биточки, крученики и многое другое.

Оцените блюдо!

Что еще интересно – у каждого школьника есть возможность дать оценку блюдам-новинкам. Ежедневно ребята могут путем голосования оценить блюдо.

– В завершении эксперимента будет проанализирована реализация новых подходов, вкусовых предпочтений детей и приняты определенные решения. Они лягут в основу предложений по дальнейшему совершенствованию порядка организации питания школьников, – отметила Людмила Заяц.

Суп едят малыши и старшеклассники

0W1A7288.jpg

Обо всех плюсах и минусах «вкусного» эксперимента говорить можно будет уже весной – по завершении пилотного проекта. Сейчас же отзывы школьников говорят сами за себя: детям нравится, что блюда стали более разнообразными и учитывается мнение ребят при составлении рациона. Мы заглянули на один из приемов пищи в среднюю школу №37 города Гродно, пообщались с учащимися и руководством учреждения и узнали, что они говорят о таком необычном эксперименте.

В 10:35 в столовую школы пробиться было не так просто: в это время обедают учащиеся вторых и пятых классов. В меню – бургер, перепелиные яйца, овощной салат, чай и мармелад. И звучит, и выглядит вкусно. Но, что самое главное, – это еще и полезно! «Заценили» обед и сами школьники: довольные улыбки и пустые тарелки говорят сами за себя. Отходы – минимальные, разве что не все малыши смогли справиться с большой порцией, но и этот вопрос в рамках эксперимента взят на контроль.

Директор СШ №37 Александр Римша отмечает: до начала реализации пилотного проекта в учреждении образования была проделана большая подготовительная работа: обновлено кухонное оборудование пищеблока, скорректирована расстановка обеденных столов. Это было особенно необходимо, так как за один прием пищи в столовой собираются до 300 детей.

Римша.jpg
– Наибольшего внимания, конечно, требует составление меню. Необходимо учитывать сразу несколько важных требований – соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, полезность продуктов и блюд, предпочтения ребят и запросы родителей, – говорит Александр Римша. – Уже сейчас можно подвести некоторые итоги эксперимента в нашей школе. Например, можно сделать вывод, что супы предпочитают учащиеся начальных классов и старшеклассники. Дети среднего звена съедают суп реже. Некоторые отмечают, что для них предлагаемая порция велика. Мы все это учитываем, чтобы корректировать меню и объемы порций.

0W1A7278.jpg

Драники, борщ и яблочный сок

По словам Александра Римши, по итогам первой экспериментальной недели среди учащихся был проведен опрос. Блюдами, собравшими больше всего «лайков», стали драники и блинчики с творогом. Из супов больше всего предпочтений было отдано борщу, из напитков – свежему яблочному соку. Причем здесь сошлось мнение и младшеклассников, и ребят старших классов.

Что до «дизлайков», то список оказался несущественным, а возглавил его компот из сухофруктов. Причем что интересно: многие ребята голосовали против не потому, что компот пришелся им не по вкусу, а потому, что просто не захотели его пробовать. Привычные чай и свежий сок оказались куда более востребованными. Не совсем понравился и салат из свежей капусты и яблок – многие ребята проголосовали против этого блюда. Кстати, если до сих пор дети голосовали посредством мессенджеров, то уже в ближайшие дни будет доступен специальный QR-код, перейдя по которому можно будет не только оставить свой голос, но и написать отзыв о любом блюде. Кроме того, оставить отзыв учащиеся СШ №37 могут сразу после обеда на специальном стенде-доске.

0W1A7352.jpg

– Очень важно, что за такой небольшой срок эксперимента мы видим качественную обратную связь от детей и их родителей. Только в тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса можно выработать правильный подход к организации школьного питания детей. Нам в этом плане повезло, ведь в эффективном результате заинтересован каждый, – говорит Александр Римша. – Очень важно, чтобы довольны оставались дети, и пока что нет никаких предпосылок к тому, что данный экспериментальный подход не найдет одобрения у наших воспитанников. Думаю, того времени, что отведено под реализацию пилотного проекта, будет достаточно, чтобы детально изучить предпочтения школьников и организовать их питание максимально эффективно.

«Вкусно и сытно!»

О том, что теперь в школьную столовую ходить начали с большей охотой, нам рассказали учащиеся СШ №37. Ребята поделились: многие новые блюда им нравятся гораздо больше тех, что были в прежнем меню.

Даша.jpg
– Мне нравится, как нас кормят в школе. Особенно здорово, что теперь нам дают новые напитки, вкусные соки. Больше всего в школе люблю есть суп, а особенно борщ. Еще мне нравится овсяная каша, блинчики. А вот котлеты я не очень люблю. В целом, кормят нас вкусно и очень сытно, – поделилась второклассница Дарья Михайловская.


0W1A7301.jpg

Положительную оценку новинкам в школьном меню дал и ученик второго класса Сергей Гаврилик. Мальчик рассказал, что ему и раньше нравились блюда, которые готовили повара. При этом кулинарные новинки тоже достойны высокой похвалы.

Сергей.jpg
– Мне кажется, сейчас даже стало вкуснее. Иногда блюда бывают необычными для школы: сегодня нам давали бургеры, вчера – блинчики с творогом. Было очень вкусно! Буду голосовать за эти блюда, – говорит Сережа и отмечает, что неплохо бы, чтобы в рацион иногда включали сосиску в тесте: уж очень это вкусно. – Большое спасибо нашим поварам за старания и вкусные обеды!


0W1A7261.jpg

СПРАВОЧНО

В конце декабря 2022 года правила питания несколько изменились во всех школах страны. Так, если раньше родители авансом зачисляли на счет ребенка определенную сумму, из которой осуществлялась плата за питание, то с нового года оплачивать питание школьника необходимо разовым платежом. Родителям выставят полный счет за предыдущий месяц, который нужно оплатить до 25-го числа следующего месяца. Оплату будут взымать только за те дни, когда ученик получал в школе завтрак, обед или полдник в зависимости от того, сколько раз в день ребенок питается в школе.

С этого года питание школьников организуют на основе примерных двухнедельных рационов, которые должны подлежать обязательной гигиенической оценке в учреждениях государственного санитарного надзора.

Еще одна новация – с нового года школьники, проживающие в сельских населенных пунктах и обучающиеся в школах, расположенных в городах или городских поселках, будут питаться в учреждении за счет средств законных представителей (ранее им предоставлялось питание за счет средств бюджета).

При этом постановлением определено, что районные исполнительные комитеты вправе принимать решения по предоставлению бесплатного питания данной категории школьников. Следует отметить, что некоторые районы Гродненской области уже приняли данные решения.

https://grodnonews.by/