Что такое централизованные экзамены, и как учителя готовят детей к испытаниям в условиях неопределенности
В нынешнем учебном году школьникам предстоит пройти новый вид экзаменов — централизованные. Пока неясно, по каким предметам они станут обязательными. В том, что уже делается в данном направлении, разбиралась корреспондент агентства «Минск-Новости».
Текущий учебный год для школьников страны особенный. С сентября вступил в силу новый Кодекс об образовании, который повлек за собой немало изменений. Кардинально пересматривают форму и организацию выпускных экзаменов. Здесь есть серьезный повод для волнений как у родителей и детей, так и у педагогов. Уже началась вторая четверть, но до сих пор неизвестно, как пройдет итоговая аттестация выпускников 11-х классов и как они в дальнейшем будут зачисляться в вузы. На августовском совещании, посвященном развитию национальной системы образования, Глава государства заявил, что учителям, выпускникам и их родителям необходимо четко знать все правила проведения вступительной кампании 2023-го. И к Новому году должен быть представлен тот самый вариант. Важно выстроить такой алгоритм отбора ребят, чтобы в вузы шли самые мотивированные, те, кто в университете не разочаруется в выбранной профессии.
Широкое обсуждение
В 2023-м в качестве испытания учащиеся 11-х классов будут сдавать централизованные экзамены (ЦЭ). Но какие? Изначально предполагалось, что обязательными станут русский или белорусский язык и математика. Однако сейчас прорабатывается другой вариант: все выпускники 11-х классов будут сдавать ЦЭ по русскому (белорусскому) языку и еще один на выбор — по тому предмету, который пригодится учащемуся для поступления в вуз.
— В сентябре провели широкое изучение мнения педагогов о том, в какой форме проводить школьные экзамены. Все результаты обобщают, анализируют, и, наверное, скоро мы узнаем формат централизованного экзамена, — отмечает первый заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Людмила Борисенко.
Уже сейчас точно известно, что экзамены станут похожи на ЦТ, но, так сказать, усовершенствованного образца. Познакомиться с ними будущие выпускники смогли во время репетиционного тестирования.
— Пожалуй, сегодня нет ни одного ученика, родителя, педагога, который сказал бы, что изменения в системе выпускных экзаменов не нужны. Действительно, назрела необходимость переформатирования как итоговой школьной аттестации, так и вступительной кампании, — считает директор средней школы № 73 Ирина Родик.
Раньше ребята, оканчивающие 11 классов, выдерживали четыре обязательных экзамена: по русскому или белорусскому языку, математике, истории Беларуси и иностранному. А потом исходя из реальных интересов и способностей выбирали вуз и дополнительно сдавали ЦТ как минимум по трем предметам. И если взять, к примеру, тот же медицинский университет, то выпускникам следовало основательно готовить помимо экзаменационных предметов еще химию и биологию. Нагрузка получалась колоссальной. Предполагается, что введение ЦЭ, который послужит и итоговой школьной аттестацией, и сертификатом в вуз, поможет снизить выпускной стресс.
— То, что Министерство образования поменяло подходы, хорошо. Прислушались к учителям, проанализировали ситуацию. Я участвовала в круглом столе, где присутствовали и родители. Каждый высказывал свое мнение, — рассказывает Ирина Родик.
Председатель Минской городской организации республиканского общественного объединения «Белая Русь» Наталья Воронова:
— Централизованный экзамен, который планируется ввести в 11-м классе, в частности его структура, формат, на протяжении этого года волнует и меня как маму выпускницы. На самом деле инициатива классная. Что в этой ситуации может сделать «Белая Русь»? У нас есть первичка в Министерстве образования. Обратимся к Андрею Иванцу, предложим провести встречу с родителями. Хотелось бы лучше понять, какие испытания пройдут в форме ЦТ, а какие — в форме единого экзамена, как посчитают средний балл аттестата. И, наверное, наших детей волнует, как грамотно расставить приоритеты.
Выбор предмета
Если такой вариант окончательно примут на уровне руководства страны, перед выпускниками 11-х классов возникнет важный вопрос: «Какой предмет выбрать для сдачи ЦЭ?» Ведь он впоследствии послужит основанием для поступления в вуз. И если сейчас решишься на математику, то на филфак точно не попадешь.
— Дети после школы шли сдавать три-четыре ЦТ, получали на руки веер сертификатов и выбирали вуз, в который проходили по баллам. И после, общаясь с выпускниками, я часто слышала, что они разочарованы в выбранном месте учебы. Наука не кажется им интересной, местами скучна и даже сложна. Но ребенок после школы должен уже четко понимать, кем он хочет быть, — говорит директор СШ № 73.
Для этого в учреждениях общего среднего образования вводится допрофильная подготовка, а в старшей школе дети изучают выбранные предметы на повышенном уровне.
— Мы очень ждем, что к зиме будет принято окончательное решение об экзаменах, — говорит Ирина Родик. — Но при этом мы не сидим без дела. Работа учителя не сводится к тому, чтобы подготовить выпускника к итоговой аттестации или вступительным испытаниям в вуз. Сегодня миссия школы гораздо глобальнее. Ребята должны уметь применять полученные знания в жизни, это так называемая функциональная грамотность.
По словам собеседницы, в ее учреждении 11-классники уже рассказали о своих предпочтениях. Среди них есть и физика, и химия, и география…
— Объективно каждый учитель понимает, что именно его предмет могут выбрать для ЦЭ. И для ребят в таком случае создана система и повторения, и углубленного изучения тем. Работают факультативы. Предлагаем по желанию родителей и платные образовательные услуги, — отмечает Ирина Родик. — Мы знаем, что выпускные экзамены пройдут в тестовой форме. В связи с этим Министерство образования изменило виды контрольных работ, которые пишут сейчас в школе. В выпускных классах стало меньше диктантов, изложений, больше тестов.
По мнению педагогов, преимущество централизованного экзамена — в его объективности. Проверять работу и выставлять баллы будет не школьный учитель.
Введение характеристики
Предполагается, что для поступления в вуз абитуриенту потребуется пройти три испытания. Два из них он выдержит в школе — это те самые ЦЭ, еще один — внутренний в университете, он может быть в форме ЦТ, собеседования, сочинения и т. д. Чтобы за всеми этими экзаменами увидеть и самого абитуриента, предлагается ввести характеристики. Их будут писать на каждого ученика его же педагоги.
— Считаю, это хорошая идея. Обычно на виду дети, активно участвующие в олимпиадах и конкурсах, с высокой успеваемостью. Однако есть и те, кто, может, не так хорош в учебе, но активен в общественной жизни класса, школы, в гражданско-патриотическом воспитании. Сегодня вырастить настоящего гражданина — задача № 1. И для таких детей подобная характеристика очень важна и нужна, — делится мнением Ирина Родик. — Но успокою родителей и учеников, которые считают, что к составлению такого документа в школе могут отнестись субъективно. Предполагается, что характеристику будут обсуждать на педагогическом совете. А это коллегиальный орган: каждый учитель сможет высказать свою точку зрения. Кроме того, будут разработаны единые критерии.
Внутренние испытания
Как было отмечено выше, глобальная цель преобразования итоговых экзаменов — упростить жизнь самим школьникам, чтобы они испытывали меньше стресса и перегрузки. Спросили у выпускников, почувствовали ли они облегчение.
— Если честно, еще нет, — улыбается 11-классница гимназии № 29 Мария Масловская. — Слышала, что ЦЭ будет похож на ЦТ, но с его формой еще не определились. И это волнует. Неизвестно, будем ли сдавать математику. А также пугают внутренние испытания в вузы, поскольку ранее такого еще не было. То есть нам, скорее всего, предстоит какое-то устное собеседование с приемной комиссией, что настораживает.
— Меня также пугает внутренний экзамен, — замечает еще одна выпускница гимназии Маргарита Супранович. — Известно, что он повышенной сложности. И важно будет показать не только знания, но и хорошие стороны, качества личности. А перед нами окажутся незнакомые люди в приемной комиссии, которые в совершенстве владеют своим предметом, и очень страшно сказать что-то не то, не так выразиться и, соответственно, не защитить свою работу.
Школьницы готовятся к тому, что после школы будут сдавать один из ЦЭ по выбору.
— Мне очень сложно определиться с предметом, потому что интересны все, — улыбается Маргарита. — Поразмыслив, оценив свои жизненные принципы, пришла к выводу, что близко направление биохимии. Потому в качестве ЦЭ помимо русского выберу химию или биологию. Скоро пройду репетиционное тестирование по этим предметам и решу, какой из них лучше выходит.
В заключение дадим совет нынешним выпускникам: стоит пройти репетиционное тестирование по как можно большему количеству предметов и посмотреть на результат. Это поможет и в выборе дисциплины для сдачи ЦЭ.