Редакция газеты «Гродненская правда» совместно с прокуратурой области презентовали исторический проект «Сестры Хатыни»
Интерактивная выставка путешествует по области.
Трагедия геноцида белорусского народа в реальных историях и новых фактах. Редакция газеты «Гродненская правда» совместно с прокуратурой области презентовали исторический проект «Сестры Хатыни». Гродненщина». Кровавую судьбу огненной деревни разделили 336 населенных пунктов Принеманского края. Интерактивная выставка путешествует по области. Сейчас познакомиться с проектом могут жители Лиды, сообщает ОНТ. Наталья Питкевич – помнить больно, забыть нельзя.https://youtu.be/Hg4oMGOqgTM
Петр Слуцкий, житель деревни Княжеводцы: «Согнали в один сарай здесь, и там второй – и подожги людей, а потом вернулись в 44-м и раскопали, и еще сожгли раз».
Местные жители говорят – эта земля пропитана кровью. Мостовский район. Деревня Княжеводцы. Сейчас здесь с десяток домов, до Великой Отечественной было больше двухсот пятидесяти. Карательный батальон Мюллера превратил деревню в пепел – кровавое зарево полыхало несколько дней. У Петра Слуцкого свидетелями страшных зверств стали отец, мать и старшие братья. Спаслись чудом.
Петр Слуцкий, житель деревни Княжеводцы: «Они сожгли там все три улицы, которые ближе к Неману были. А эта улица была чуть-чуть на отшибе».
Уцелело лишь несколько домов – фашистам попросту не хватило солдат, чтобы взять все в кольцо. Взрослых в этой зверской расправе расстреливали и сжигали, а детей бросали в ямы и закапывали живыми. В братской могиле у мемориала «Скорбящая мать» – 970 человек. Почти все население деревни.Ольга Летунова, председатель совете ветеранов Дубненского сельского совета: «После того, как их убили, земля шевелилась на этом месте. И наши вот мужчины рассказывали, да и я-то это помню, что по этой стороне – нет, а вот по той стороне – там, где эта молодая березка, вот тут – ходили, и земля вот такая мягкая, рыхлая была».
Татьяна Величко, учитель истории Дубненской средней школы, руководитель историко-краеведческого музея: «Жанчыны хваталі фашыстаў за боты, просячы, каб выратаваць дзяцей. Адна жанчына ўпала ў яму разам з жывым ящэ немаўлём, тады нямецкі афіцэр падняў дзіця на штык у паветры».
Остальных заперли в трех сараях и подожгли, следом заполыхали несколько сотен домов. Княжеводцы называют огненной сестрой Хатыни. Только в Принеманском крае таких деревень несколько сотен. О них – проект газеты «Гродненская правда» и прокуратуры области. Истории собрали в одном издании, разработали интерактивную выставку. Здесь факты, архивные документы и свидетельства очевидцев.
Лилия Новицкая, главный редактор газеты «Гродненская правда»: «Я расскажу одну историю, которая поразила нас в самое сердце. В числе этих расстрелянных людей была совсем молодая девчонка, мама, которая только что родила ребеночка, они оба были живыми, лежали в этой яме. Каратель вернулся, выстрелил в упор в младенца, пуля прошла сквозь его тельце и застряла в груди у матери. Она выжила, врачи не смогли извлечь эту пулю – и она прожила с этой пулей всю свою жизнь».
Интерактивная выставка с историями огненных деревень путешествует по Принеманскому краю. Только в небольшом Щучине ее посетили около тысячи школьников. Сейчас проект в Лиде. На экскурсии приходят и дети, и взрослые. В этой войне погиб каждый третий белорус. Не найдется семьи, которой бы не коснулась трагедия.Скорбная летопись белорусского народа в годы Великой Отечественной еще не дописана. Масштабное расследование по делу геноцида продолжается. Открываются новые кровавые факты жутких расправ над мирными жителями, пополняется список сестер Хатыни.
Андрей Скурат, заместитель прокурора Гродненской области: «Мы установили уже дополнительно в ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа. Например, в ходе изучения архивного уголовного дела нами были получены обрывочные сведения о сожжении деревни Раховец Новогрудского района. Выехав на место, мы установили свидетелей, очевидцев, которые подтвердили факт уничтожения нацистами в 42-м году данной деревни».
Параллельно с расследованием работают и журналисты – для проекта «Сестры Хатыни» они готовят новые истории. Сколько их будет? Неизвестно. Рассказам о преступлениях нет конца. И, как и зверств фашистов, у таких поисков нет срока давности.ОНТ