Беларусь категорически не согласна с выводами ИКАО. Дипломат в ОБСЕ развенчал фейки по инциденту с рейсом Ryanair

Общество 28 июля 22 1124
Беларусь категорически не согласна с выводами ИКАО. Дипломат в ОБСЕ развенчал фейки по инциденту с рейсом Ryanair
 Беларусь категорически не согласна с выводами итогового доклада ИКАО и резолюцией Совета ИКАО от 18 июля. Доклад основан на неполной информации. Об этом в рамках заседания Постоянного совета ОБСЕ заявил советник Постоянного представительства Беларуси при ОБСЕ Денис Довгалев в ответ на заявление делегации ЕС, сообщили БЕЛТА в пресс-службе МИД Беларуси.

Дипломат отметил, что белорусская сторона не планировала отдельно поднимать вопрос о вопиющей несправедливости и предвзятости, связанных с рассмотрением в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО) доклада об инциденте с рейсом Ryanair FR4978. Позиция Беларуси, ее доводы подробно изложены в документе, который был распространен 27 июля под номером SEC.DEL/331/22. "Тем не менее, раз уж Европейский союз решил привлечь внимание к этой теме, мы также воспользуемся этой возможностью, чтобы прокомментировать ряд ключевых аспектов этого дела", - сказал Денис Довгалев.

Первый фейк

"Беларусь категорически не согласна с выводами итогового доклада ИКАО и резолюцией совета ИКАО от 18 июля. Доклад основан на неполной информации - об этом отмечается в самом документе, он содержит массу пробелов и нестыковок. В частности, отсутствуют данные о допросе пилотов, а ведь именно они принимали решение о посадке в аэропорту Минска, а не Вильнюса после получения сообщения о потенциальной угрозе взрыва на борту. Почему пилоты фактически допустили уничтожение аудиозаписей переговоров в кабине самолета во время принятия этого решения? Это момент крайне важный для понимания всего инцидента, который мог бы многое объяснить", - отметил дипломат.

Кроме того, многие ключевые страны, имеющие непосредственное отношение к инциденту, отказались предоставить информацию об инциденте не только органам расследования Беларуси, но и рабочей группе ИКАО. Документ основан только на той информации, которая успела поступить на момент его опубликования. Об этом говорится в самом докладе.

"И наоборот, Беларусь передала в ИКАО важную письменную информацию о показаниях авиадиспетчера, но рабочая группа не учла эти показания в итоговом докладе. Разве это не прямое свидетельство попыток "подогнать" итоги расследования под заранее вынесенный эмоциональный политический вердикт, выгодный странам ЕС и США? - поставил вопрос белорусский дипломат. - Еще один важный аспект: в выводах рабочей группы ИКАО вообще не упоминаются некие "высокопоставленные чиновники Беларуси, повлиявшие на принудительную посадку рейса в Минске". Из каких источников такой вывод появился в резолюции Совета ИКАО и далее в грозных заявлениях ЕС, в результате каких манипуляций это стало возможным, можно только догадываться. Это фейк номер один".

Второй фейк

"Центральный элемент итогового доклада ИКАО - это показания некоего анонимного ключевого свидетеля. Сделанные якобы им аудиозаписи переговоров в диспетчерской башне якобы доказывают виновность белорусских властей. Рабочая группа ИКАО утверждает, что показания так называемого ключевого свидетеля получены в результате его сотрудничества с польскими и американскими спецслужбами. Кто этот свидетель, существует ли такой человек, имеет ли он на самом деле отношение к инциденту, непонятно. Проверить достоверность записей, раскрыть детали, кто этот ключевой свидетель, ИКАО под давлением западных стран отказалась. Версия о том, что указанное лицо сделало запись на смартфон, не выдерживает никакой критики: смартфоны проносить в диспетчерский пункт нельзя, но этот диспетчер-призрак будто знал, что в тот день телефон надо пронести и не просто пронести, а включить запись", - продолжил Денис Довгалев.

По его словам, можно только догадываться, кто этот человек. "Если речь идет о том минском диспетчере, который загадочно исчез после инцидента, выехав на отдых за пределы Беларуси, то у нас имеются обоснованные сомнения, что он давал показания добровольно, а не под давлением и принуждением. Мы всерьез опасаемся за жизнь и здоровье этого человека, поскольку всему миру известны способы дознания - а на самом деле бесчеловечное обращение и пытки - которые широко практикуются спецслужбами США и целого ряда их союзников", - отметил дипломат.

Он призвал ЕС и США дать гарантии того, что этот человек жив и находится в безопасности.

"Повторим: запись, которую предоставили спецслужбы США и Польши - это обман и подделка. Манипуляция того же порядка, что и перформанс с пробиркой, устроенный на заседании Совета Безопасности ООН. Это фейк номер два", - сделал вывод белорусский дипломат.

Третий фейк

В докладе ИКАО признается, что в воздушном пространстве Беларуси не было ни сопровождения, ни перехвата, ни принуждения к посадке рейса FR4978 военным воздушным судном. Именно командир рейса лично принял решение о посадке в Минске, хотя все инструкции указывали на то, что нужно садиться в ближайшем аэропорту, то есть в Вильнюсе.

"Этот важный аспект - отсутствие принуждения к посадке со стороны белорусских военных - в докладе упоминается вскользь. Ведь это невыгодно сейчас подсвечивать, правда? После того, как в прошлом году западные лидеры хором обвиняли белорусские власти в использовании боевой авиации для принуждения гражданского лайнера к посадке и использовали этот аргумент для обоснования своих санкций против всей авиационной отрасли Беларуси. Это фейк номер три", - заявил Денис Довгалев.

Он напомнил, что это не первый доклад по "делу Ryanair", опубликованный ИКАО в 2022 году: "Коллегам из Европейского союза прекрасно известно, что был еще и январский доклад. Тот доклад также имел множество недостатков и пробелов, но все-таки содержал слишком много выводов в пользу версии белорусской стороны. Главный вывод, сделанный еще в январе: никакого перехвата воздушного судна не было. Еще раз обращаем на это внимание".

"После публикации январской версии доклада ИКАО ни разу не обратилась к Беларуси за дополнительной информацией. Но при этом включила сомнительные показания свидетеля-призрака. Тогда, в январе, коллеги из Европейского союза промолчали и не выносили этот вопрос на рассмотрение Постоянного совета. Почему? Надеюсь, всем понятно", - заметил дипломат.

О ржавчине политизации и черной неблагодарности Запада

Денис Довгалев напомнил, что инцидент с рейсом FR4978 произошел 23 мая 2021 года, а через считанные дни ЕС принял драконовские меры в отношении белорусских авиакомпаний, включая национального авиаперевозчика "Белавиа", хотя авиакомпания ни имела абсолютно никакого отношения к инциденту. "На заседании 18 июля текущего года под давлением западных стран совет ИКАО просто отказался рассматривать белорусскую жалобу на незаконные запреты в отношении белорусских авиакомпаний. Представитель США прямо заявил, что блокирование работы белорусских авиаперевозчиков - это месть со стороны Запада, - отметил дипломат. - Мы согласны, что это нельзя расценивать иначе, как месть и черную неблагодарность Запада в адрес "Белавиа", которая в 2020 году, в самом начале пандемии, активно помогала эвакуировать граждан западных стран из самых далеких точек нашей планеты, когда родные правительства просто бросили их на произвол судьбы".

"А еще это свидетельство того, что ржавчина политизации проникла уже в самые технические и далекие от политики международные организации, которыми не стесняются манипулировать наши оппоненты", - добавил представитель Беларуси.

Об очередной порции лицемерия европейских коллег

"В сегодняшнем заявлении делегации ЕС мы вновь слышим о якобы поддержке демократии, прав человека и основных свобод, помощи белорусскому народу и гражданскому обществу. Очередная порция лицемерия от европейских коллег. Действия ЕС не имеют никакого отношения к защите прав человека и свобод. Наоборот, из-за необоснованных и незаконных санкций и ограничений были грубо нарушены права и интересы десятков тысяч белорусов и граждан других, в том числе западных, стран. Введя санкции против белорусской авиации, Евросоюз лишил тех самых граждан Беларуси, о которых он так на словах беспокоится, права на свободу передвижения, ущемил социально-экономические права работников авиационной отрасли и их семей", - подчеркнул Денис Довгалев.

Он отметил, что все это происходит на фоне многолетнего кризиса с соблюдением прав человека в странах ЕС. Например, в опубликованном 4 июля докладе МИД Беларуси на этот счет (с содержанием доклада можно подробно ознакомиться здесь) подобраны только самые резонансные и вопиющие случаи нарушений прав человека и основных свобод в западных странах, зафиксированные за последний год.

"Это лишний раз подтверждает отсутствие у кого бы то ни было монополии на непогрешимость в сфере прав человека, которые все чаще используются в качестве предлога для оказания политического давления на суверенные государства, введения необоснованных экономических санкций и даже гибридных войн. Такое "прочтение" концепции прав человека не только не способствует глобальному достижению целей устойчивого развития, но напротив реально тормозит его. А в сфере безопасности такая политика еще и чревата эскалацией конфликтов", - резюмировал дипломат.

https://www.belta.by/