Уголовная ответственность за призывы к санкциям — вынужденная мера адекватного реагирования на ситуацию

Уголовная ответственность за призывы к санкциям — вынужденная мера адекватного реагирования на ситуацию

Государство взяло на себя функцию по обеспечению безопасности граждан.

Но что делать, если сами граждане начинают уничтожать его изнутри, призывая внешние силы к разрушению государственных устоев? Ответ очевидный — давать жесткий отпор подобным действиям, рассказывает СБ.

Поэтому одним из первых вопросов, рассмотренных депутатами Палаты представителей на открытии осенней сессии, стало ужесточение ответственности за призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности нашей страны. В первом чтении был принят законопроект, который предлагает ужесточить уголовную ответственность за действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Беларуси, изменив статью 361 УК с указанием на такой криминообразующий признак, как призывы к применению мер ограничительного характера (санкций) в отношении Беларуси, ее физических и юридических лиц. О том, как рождался этот законопроект, какие ожидания от него и на кого он направлен, мы поговорили с заместителем председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Игорем Мартыновым, начальником отдела главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Вячеславом Орловским и политологом Петром Петровским
 
Ответ на вызовы времени

33.jpg
И. Мартынов: Этот законопроект разрабатывала наша комиссия. 4 октября он был поддержан депутатами единогласно и принят в первом чтении. Мера назревшая, ее нам диктует ситуация. Стоит отметить, что ничего нового мы не придумали. Меры ограничительного характера для подобного вида преступлений существуют давно. Но усиление ответственности — наша реакция на действия со стороны коллективного Запада, а также тех физических лиц, которые, может, порой не понимая, а может, и умышленно, призывают к захвату власти. На эти действия мы реагируем, чтобы остудить горячие головы. К слову, новая мера ответственности еще достаточно мягкая. К примеру, в Германии, Франции, США сроки куда серьезнее. При этом в тексте статьи появилось уточнение, что подлежат наказанию также призывы к санкциям. Сегодня мы видим, как ведет себя наша беглая оппозиция. Они обивают кабинеты Евросоюза и выпрашивают санкции для наших предприятий, многие из которых являются градообразующими. Это недопустимо. Поэтому такое уточнение и появилось в статье. 

В. Орловский: Инициатором этого законопроекта был председатель Постоянной комиссии по национальной безопасности Олег Белоконев. Депутаты обращались к нам, и мы представили редакцию того, как это видим. Такая мера более чем необходима. Судите сами: деструктивные лидеры сначала призывали выходить на улицы, но у них ничего не получилось. Потом они призывали к различным забастовкам, а затем уехали за границу и оттуда требуют введения санкций… Хватаются за одно, другое, третье. Но у них ничего не получается, и это их злит. 
Мы проводим оперативную работу в трудовых коллективах, на крупнейших предприятиях страны, беседуем с рабочими. И видим, что лица, которые заявляют о необходимости забастовок, стачек, рабочим практически незнакомы, авторитетом среди них не пользуются. Соответственно, и на их призывы никто не откликается. 
При этом мы фиксируем, что, даже общаясь между собой, представители созданных за границей различных общественных инициатив, которые призывают к стачкам, между делом замечают, что никакой поддержки к проведению забастовок со стороны рабочих нет.

22.jpg
П. Петровский: Я давно выступал за привлечение к ответственности за призывы или пропаганду санкций. Вопрос только в формах этой ответственности. Подобными антигосударственными действиями страдают в основном представители молодежи. Они не просто незрелые в политической жизни (как у нас говорят, зеленые), но и глубоко безответственны. Считают, что слова, посты и призывы в интернете — это что‑то вроде забавы. 

Другое дело — профессиональные политики, лидеры и члены партий, движений, общественных объединений, журналисты. Они зачастую сознательно, целенаправленно занимаются вредительством против своей страны, выступая фактически как «пятая колонна». 

Теперь давайте подумаем, какие наказания здесь должны применяться? Наверное, в первом случае привлекать какого‑либо интернет‑идиота к уголовной ответственности не стоит. А вот политики, активисты и журналисты, заангажированные в общественную жизнь, должны привлекаться по всей строгости закона. 

Призывы или лоббирование введения санкций либо любых других ограничительных мер в отношении нашей страны приводит как минимум к имиджевым потерям, дискредитации Республики Беларусь. В случае же реализации санкций и ограничений начинают страдать белорусские граждане, предприятия и вся экономика. Лица и организации, продвигающие и популяризирующие санкции в отношении своего государства и граждан, как раз и подпадают под соответствующую ответственность. 

И. Мартынов: Подобные действия — призывы к введению санкций и так далее — первая ступенька перед тем, как нанести еще больший вред стране. Поэтому я также считаю, что ответственность по данной статье будет профилактикой. Как показывает практика применения этой статьи, по части 1 привлекают в основном людей, которые порой что‑то недопонимают в этой жизни, не умеют анализировать, осмысливать происходящее в нашей стране и вокруг нее и, как роботы, прочитав какую‑то информацию, начинают ее использовать. 
Но нужно понимать, что дыма без огня не бывает и эти люди могут в дальнейшем втянуться в деятельность экстремистских или террористических структур либо организаций. 
Ведь в основном все активности, наносящие вред национальной безопасности, рассчитаны на молодых людей, которые порой не до конца отдают отчет своим действиям. И порой по незнанию могут быть втянуты в такие серьезные вещи, за которые придется отвечать. 



33.jpg
В. Орловский: Еще один яркий пример — гибель сотрудника Комитета госбезопасности. Те же гражданские инициативы, а также некоторые сбежавшие за границу лидеры оппозиции уже призывают хвататься за оружие и давать вооруженный отпор сотрудникам правоохранительных органов. Все это похоже на безумную злобу проигравшего. Что бы ни делать — только бы навредить стране. Поэтому введение ответственности — важная и актуальная инициатива. 

И. Мартынов: В целом нужно говорить о том, что мы подверглись гибридной атаке (речь про информационную, экономическую и политическую бомбардировки). И мы будем реагировать на эти действия. Хочу заметить, что санкции, которые против нас вводятся, не работают, эффекта от них нет. ВВП страны в этом году по сравнению с прошлым вырос на три процента. И продолжает расти. Увеличилось положительное сальдо внешней торговли. Экспорт товаров стал больше на два миллиарда. Видя это, ЕС пытается вводить какой‑то пятый пакет санкций. Как будто не обращая внимания на то, что эти санкции бьют по их же странам. Один только Клайпедский порт потерял 27 процентов прибыли. Так что пускай принимают новый пакет. Мы найдем других партнеров и рынки сбыта. Уже часть товарных потоков перераспределили через Россию, часть переориентировали на страны дальней дуги.

Достоин ли называться гражданином человек, который вредит своему государству?



В. Орловский: В июне вступили в силу инициированные нами изменения в закон о гражданстве. С этого момента лица, которые приобрели белорусское гражданство, могут его утратить, если по приговору суда они будут признаны виновными в совершении ряда преступлений — экстремистских, террористических либо причиняющих тяжкий вред интересам Беларуси. Есть в этом списке и статья 361 УК, о которой сейчас говорим. Стоит отметить, что эти изменения мы разрабатывали два года. И тогда речь шла только об утрате гражданства лицами, которые это гражданство приобрели, а не стали белорусами по праву рождения. Но я считаю, что нужно посмотреть дальше. 
Люди, которые сбежали из нашей страны, ненавидят ее и сегодня работают в интересах западных стран, не должны иметь права называться белорусами. 
Возможно, их также нужно лишать гражданства. Если они отвернулись от страны, почему страна не может отвернуться от них? В результате они не смогут приехать в Беларусь в свободном порядке, не смогут участвовать в электоральных процессах, общественно‑политической жизни государства. 

И. Мартынов: Действительно, сейчас обсуждается предложение лишать гражданства по рождению за действия, которые могут нанести ущерб национальной безопасности Беларуси. Пока тема находится в формате дискуссии. Возможно, мы придем к какому‑то общему мнению. На мой взгляд, просто лишить таких лиц гражданства и выдворить за пределы страны будет слишком простым наказанием. Уверен, вначале нужно понести наказание за публичные призывы, а после рассматривать вопрос о лишении. Но в целом вопрос скорее риторический. Ведь от того, что мы лишим человека гражданства, по сути ничего не изменится. Он продолжит свою деструктивную деятельность за границей. Ведь беглые уже создали свое правительство в изгнании. Хочется спросить — а кто за него проголосовал? Кто его избрал? Ответ — литовский сейм. С другой стороны, эти люди, будучи гражданами нашей страны, прекрасно понимают, что рано или поздно ответят за все совершенные действия.

Задача — предупредить последствия


В. Орловский: Хочу напомнить, что любая ответственность имеет упреждающий характер. Но это работает только в отношении тех людей, которые соблюдают законодательство не по зову души, канонам воспитания, а под страхом наказания. Ответственность по статье довольно строгая. Эта инициатива не появилась из ниоткуда. Из дружественных нам стран такая норма предусмотрена, к примеру, в Конституции Казахстана: за террористические, экстремистские и другие тяжкие преступления лишают гражданства даже тех, кто родился в Казахстане. Аналогичным путем пошла Российская Федерация. Там также предусмотрена утрата гражданства, но в отношении лиц, которые его приобрели. В России не так давно ввели присягу на верность стране для тех, кто хочет стать ее гражданами. Нарушение закона такими гражданами расценивается как неисполнение присяги. В Америке еще со времен Второй мировой войны предусмотрено лишение гражданства, во Франции такую меру ввели, когда началась наиболее острая фаза конфликта в Сирии. 

П. Петровский: Я думаю, что профилактика призывов к санкциям при помощи введения уголовной ответственности будет действовать. Граждане с низкой политической ответственностью лишний раз задумаются, нужно ли им это. Что касается экстремизма, то на эту стезю сворачивают люди, которые уже находятся под аффектом, политические сектанты, потерявшие связь с реальностью. Они готовы на все. Символ веры их политических сект выше жизни окружающих. Таким людям нужна реальная психологическая помощь. 

В. Орловский: В подавляющем большинстве законопроект направлен не только на организаторов массовых беспорядков, которые в сентябре прошлого года сбежали за границу, в Польшу, Литву (ощущая там безнаказанность, они призывают тех, кто живет здесь, совершать действия, которые могут причинить вред национальной безопасности), но и на тех граждан, которые с ними общаются, поддерживают, разделяют их взгляды. Они готовы исполнять их волю. Те в ответ им обещают, что они не будут привлечены к ответственности. Очень хорошо, что депутаты уловили важность этой темы. И если будут и другие инициативы, мы поддержим. 

П. Петровский: Хочу заметить, что коллективный Запад, избравший санкционные методы противостояния, не сталкивается у себя с подобными безответственными случаями. Там вкладывают множество ресурсов, чтобы в обществе не появлялось подобных настроений. При этом Запад тратит огромные средства на популяризацию санкций среди невписывающихся в евроатлантический мир стран. Хотя, как показывает практика, те силы, которые бы выступили за санкции против своих стран, сразу бы привлекались к ответственности как экстремистские, угрожающие национальной безопасности. Кстати, подобные призывы и действия и в других странах рассматриваются как проявление экстремизма. 
Ст. 361 Уголовного кодекса состоит из трех частей. 

 За публичные призывы к свержению конституционного строя, захвату власти, террористическим актам, применению ограничительных санкционных мер к государству, физическим и юридическим лицам предлагается наказывать ограничением свободы на срок до 5 или лишением свободы до 6 лет (согласно действующему сегодня УК по первой части ст. 361 может грозить лишение свободы на срок до 5 лет).

♦ За призывы к иностранному государству, иностранной или международной организации совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо за распространение материалов, содержащих такие призывы, грозит лишение свободы от 3 до 10 лет (по действующему УК — лишение свободы на срок до 5 лет).

♦ Если такие действия происходят с применением интернета, СМИ, либо должностное лицо использует свои служебные полномочия, либо это повлекло тяжкие последствия, то наказание становится более серьезным: лишение свободы от 4 до 12 лет (по действующему законодательству — от 2 до 7 лет).

СБ